Некоторые практические размышления, навеянные законом "О виртуальных активах"
Некоторые практические размышления, навеянные законом «О виртуальных активах»
Итак, несмотря на актуальность всей этой «криптоистории», Закон Украины «О виртуальных активах» принят только сейчас (8 сентября 2021 года). Хотя проект этого закона находился в парламенте с июня прошлого года.
Про закон
Вкратце, благодаря Закону «О виртуальных активах», имеем:
- факт старта правового регулирования рынка виртуальных активов (формальный, рамочный – но все же старт. Детали такого регулирования будут дальше: в подзаконных актах, в актах регулятора и т.д.);
- новое определение виртуальных активов (определение дано в самом законе, также этим определением дополнен Гражданский кодекс Украины). Почему новое определение? Овиртуальных активах шла речь в законодательстве и раньше, например, в глоссарии Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»);
- предоставление «биржам» и «обменникам» правового поля для деятельности в Украине;
- тенденцию к максимальной идентификации всех участников этой системы правоотношений (субъективно, это самая важная составляющая в этой плоскости отношений).
О практике пользования виртуальными активами
Как виртуальные активы становятся частью уголовного расследования? Пример из практики. Сопровождаем клиентов в производстве, предметом которого является поиск лиц виновных в вымогательстве, совершенном путем кибератак на серверы коммерческих компаний в одной из стран Азии (в ЕРДР ст. 361 и ст. 209 УК Украины). Ищет виновных международное сообществоправоохранителей, в том числе ФБР и отечественное Главное следственное управление.
Обстоятельства преступления таковы (из материалов дела).
Несколько лет назад на серверы ряда иностранных компаний были совершены кибератаки. Спасаясь от вредоносного ПО (в данном случае это были программы CLOP и FLAWED AMMYYRAT), компании заплатили выкуп в криптовалюте (биткоин).
Следствием было установлено, что кибератака совершалась с сервера, который был закреплен за IP адресом, фактически находившемся в городе Харькове. Судя по всему, по результатам следственных действий по тому адресу ничего полезного обнаружено не было.
Естественно движение монет также пытались отследить. И вот, в результате множественных обезличенных транзакций, условная «криптопыль» осела на учетных записях клиентов, официально открытых на биржах Binance и HUOBI.
Указанные биржи любезно открыли данные своих клиентов (кроме прочего, фото человека со своим загранпаспортом в руках) - и вот мы имеем лиц, в отношении которых начинается то, что у нас называется «необходимыми следственными действиями». А именно - обыски с неотъемлемым изъятием всех ликвидных активов (денег, автомобилей, всех семейных документов, включая загранпаспорта). То есть, в том числе, с изъятием таких активов, которые, по мнению,следственных судей (санкционировавших обыски) не являлись предметами, обязательными к выявлению и изъятию.
Между прочим, анализируя соответствующий запрос иностранных спецслужб, адресованный нашим правоохранителям, явно видно, что службы прекрасно понимают (осознают и описывают)довольно длинную цепочку транзакций, с учетом чего предполагают наличие у собственников биржевых аккаунтов добросовестности (то есть предполагают то, что они не знали природу криптовалюты, которая заходит на их кошельки).
Так, в соответствующем запросе к нашим правоохранителям прямо описываются довольно длинные цепочки обмена (трейдинга), с запросом на совершение исключительно опроса лиц - владельцев тех самых биржевых аккаунтов. Но, тем не менее, нашим органам виднее, поэтомуимеем: обыски, выбивание дверей, наручники, вывоз активов и победоносные ролики по ТВ о том, как в рамках международных спецопераций задержаны лица, подозреваемые в международном терроризме.
А следствие ведется. И, естественно, никто из лиц, которые в результате обычного трейдингаполучили на свой кошелек часть, так называемых «черных биткойнов», статус «подозреваемого» не получат.
При этом, эти люди надолго выйдут из зоны комфорта и испытают на себе целый ряд так называемых «неудобств» - ограничение владения активами, необходимость возврата активов, вызовы на допрос и так далее и тому подобное.
Про закон и практику
Изменит ли принятый закон возможность «попадания» участников обмена криптой в неприятныеистории, покажет время. Как закон будет регулировать «истории» участников, которые имели место до его принятия, в том числе до появления сервисов, направленных на выявление так называемых «черных битков», тоже покажет время.
Но, в любом случае, факт урегулирования этих правоотношений даст возможность более-менее точного понимания правил этой игры в Украине, а также ответственности за их нарушения. Так как до сегодняшнего дня таких правил просто не существовало.
P.S.
Отдельную историю можно было бы написать о том, как Государственное следственное управление совместно с Офисом Генерального прокурора пытаются удерживать активы лиц, явно не имеющих никакого отношения к преступным событиям, кибератакам, вымогательству (мотивы и цели таких действий не комментирую).
Арестовать активы как «временно изъятые в рамках обыска» не получилось - адвокаты попали в заседание и убедили суд в том, что с одной стороны нет оснований для ареста, а с другой - источники происхождения всех активов легальны и подтверждены.
В связи с этим, в результате веерных забросов ГСУ и ОГП ходатайств все изъятое успешно арестовано Печерским районным судом г. Киева. Без вызова сторон в заседание. Под соусом спецконфискации - без наличия в производстве кого-либо со статусом «подозреваемый».
Справедливости ради, следует отметить, что все эти «глупости» успешно снесены судом апелляционной инстанции…
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський 14:34
- Інтелектуальна власність як актив бізнесу Сергій Пагер 14:21
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков вчора о 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко вчора о 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Пам'яті жертв Другої Світової війни або чому ми не святкуємо! Дмитро Пульмановський 08.05.2025 16:11
- Що робити, коли дії співробітника призвели до фінансових втрат? Олександр Висоцький 08.05.2025 11:13
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України Любов Шпак 08.05.2025 11:09
- Изменения в оформлении отсрочки от мобилизации с 06.05.2025 Віра Тарасенко 07.05.2025 23:36
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів Ігор Ткаченко 07.05.2025 15:10
- Де отримати криптоліцензію у 2025 році? Юлія Барабаш 07.05.2025 12:25
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК) Сергій Пагер 07.05.2025 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 06.05.2025 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 06.05.2025 14:30
- Як зруйнувати країну 224
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? 190
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори 181
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 139
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я 117
-
Капітана судна, яке пошкодило газопровід у Балтійському морі, заарештували в Гонконгу
Бізнес 9862
-
Сі переграв Трампа: Кремль фактично здає Росію Китаю
Думка 8833
-
Три хвилі приморозків. Хто збанкрутує, а хто – заробить
Бізнес 8193
-
Harley-Davidson запустить власну гоночну серію з MotoGP у 2026 році
Бізнес 4037
-
Конфлікт цінностей та поділ України: кейс Алхім
Думка 3946