Экономические санкции как инструмент внешней политики
Несмотря на многовековую историю использования экономических санкций, в международном праве эти меры не имеют четкого определения, их эффективность очень сложно и порой невозможно измерить, а в государственных органах нет ведомств, которые бы несли ответст
Наказаниевсегда должно считаться
не с прошлым, а с будущим,
ибо оно есть выражение не гнева,
апредосторожности.
Сенека
Первый примериспользования экономических санкций относится еще к 423 г. до н.э., когда древниеАфины запретили купцам торговлю с Мегарой, что стало одним из поводов к началу кровавойПелопонесской войны. С тех пор эти ограничительные меры, которые, по сути,являются чем-то средним между дипломатическими переговорами и военнымидействиями, все чаще применяются в качестве средства давления одного илинескольких государств на другое государство с целью принуждения его к уступками внесению корректив в политику. В ХIX веке они приобрелиформу морских блокад, а в период после Второй мировой войны достигли пикасвоего распространения и осуществлялись с целью прекращения региональныхконфликтов, предотвращения распространения ядерного оружия, освобождениязахваченных территорий, утверждения демократии и прав человека и т.д. Сегодня вусловиях процессов глобализации и углубления взаимозависимости национальныхэкономик это стандартный, относительно эффективный, но далеко не однозначный инструментвнешней политики, который применяется страной с сильной экономикой против болееслабого оппонента, и, как исключение, против государств равных по классу, еслиэто касается интересов национальной безопасности сильного игрока.
В современном мире экономическиесанкции в основном инициируются такимимежгосударственнымиорганизациями как ООН, региональными, как Организация американских государств, атакже группами стран, что усиливает эффективность санкций в глобализированнойэкономике, и отдельными государствами, зачастую Соединенными Штатами и странамиЗападной Европы. Так, по некоторым данным вначале XXI века американские санкциираспространялись на 75 стран, население которых составляет 52% человечества. Срединих числится Ирак, Иран, Сомали, Ливия, Таити, Куба, КНДР, Афганистан, Сирия идругие.
Однако стоит заметить,что, несмотря на многовековую историю использования экономических санкций, вмеждународном праве эти меры не имеют четкого определения, их эффективностьочень сложно и порой невозможно измерить, а в государственных органах нетведомств, которые бы несли ответственность за их осуществление. Механизмприменения таких санкций остается сложным и расплывчатым. С уверенностью можноутверждать только то, что он заключается в ограничении экспорта, импорта илиинвестиций в отношении страны-объекта санкций, запрете на финансовые операции,и по интенсивности, которая определяется степенью ущерба нанесенного экономике,политическому режиму или частным интересам стоящих у власти политиков и т.д. уступаеттолько экономической блокаде.
Многие критики сходятсяво мнении, что за концепцией стратегии экономических санкций стоит идеяиспользования граждан иностранного государства как средства достижениявнешнеполитических целей и причинения преднамеренного ущерба и страданийдругому народу с тем, чтобы он воздействовал на свое правительство. И это можноназвать вполне обоснованным замечанием. Дополнительным обоснованием этомуслужит тот факт, что в международных документах нет указаний на то, какимобразом можно снизить воздействие санкций, ударяющим по обыкновению по самымсоциально незащищенным слоям населения - бедным, пенсионерам, молодежи, и какэти меры соотносятся с гуманитарными целями мирового сообщества и егодемократической направленностью.
Важно признать, чтоэкономические санкции отражаются также и на стране, их инициирующей. Так, помимовозможности получения ответных санкций и ухудшения политического имиджа,экономика государства терпит прямые и непрямые убытки, которые связаны соснижением продаж и доходов, уменьшением объема производства и, как следствие,роста его себестоимости. Относительная легитимность, размытость понятияэкономических санкций и критериев для их применения, приводит к тому, что встранах-инициаторах санкции зачастую лоббируются бизнес интересами, в то времякак политики грешат «двойными стандартами» либо используют эти меры какинструмент политических манипуляций в предвыборной гонке, в полной мере неоценивая все возможные риски и последствия таких решений.
- Рішенням суду з працівника (водія) стягнуто упущену вигоду Артур Кір’яков вчора о 18:25
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов вчора о 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 18.04.2025 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18.04.2025 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18.04.2025 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 18.04.2025 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 18.04.2025 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 18.04.2025 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 18.04.2025 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13671
-
Угода про надра не визнаватиме допомогу США боргом України – Качка
Бізнес 6873
-
"Якщо заробляємо півтори гривні – щасливі" – власник мережі АЗС
Бізнес 6438
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5199
-
Сто днів на відповідь: став остаточно зрозумілим дедлайн Трампа для Путіна
Думка 4194