Яблоко за триллион: почему капитализация Apple в восемь раз больше ВВП Украины
Во вторник, 31 июля, после закрытия торгового дня, компания Apple отчиталась о своих финансовых результатах, которые по всем пунктам превзошли и без того оптимистичные ожидания аналитиков и инвесторов
Во вторник, 31 июля, после закрытия торгового дня, компания Apple отчиталась о своих финансовых результатах, которые по всем пунктам превзошли и без того оптимистичные ожидания аналитиков и инвесторов. Это привело к росту стоимости ее акций на 4% и повысило капитализацию до уровня 972,3 миллиарда долларов.
В мартовском квартале продажи iPhone выросли на 2,5%, а средняя цена одного девайса поднялась на 11% до 728 долларов. Таким образом, выручка Apple выросла сразу на целых 14%. Аналитики из Морган Стэнли предвещают, что за нынешний квартал выручка компании увеличится еще на 15%, тогда как в последнем квартале 2018 года рост составит 20%.
Все это позволяет американскому технологическому гиганту, капитализация которого в последнее время плавала около отметки в 930 миллиардов долларов США, претендовать на то, чтобы стать первой в мире компанией, стоимость которой перешагнет отметку в один триллион долларов.
Эту сумму трудно даже вообразить: тысяча миллиардов, или один миллион миллионов. Для сравнения, ВВП всего мира составляет около 80,68 триллионов долларов, а ВВП Украины – около 112,1 миллиардов, или 0,138% от глобального ВВП. Тогда как капитализация Apple – это почти 1,25%.
И Apple – далеко не единственная фирма, которая в ближайшее время может посягнуть на то, чтобы преодолеть, казалось бы, недостижимый рубеж в один триллион. В спину детищу Стива Джобса дышат Amazon, Microsoft и Alphabet, который является материнским холдингом Google. При этом основатель и глава Amazon Джеф Безос уже официально стал самым богатым человеком в истории. Его состояние первым в XXI веке перевалило отметку в 100 миллиардов долларов (хотя первым в истории был Бил Гейтс, капитал которого достиг 100 млрд в 1999 году), а сегодня уже превышает 150 миллиардов.
С другой стороны, активы сотни самых богатых украинцев за 2017 год были оценены в чуть больше, чем 26 миллиардов долларов. Это примерно 17% от состояния Безоса, и 2,68% от текущей капитализации Apple.
Но какие причины у такой парадоксальной ситуации и невероятной разницы в цифрах?
Компании-лидеры рынка создают глобальные экосистемы и работают над их развитием. А украинские богатые люди – это или те, кто эксплуатирует природные ресурсы, или сильные сэлф-мэйды с огромным потенциалом, которые сделали по 1-2 масштабных проектов, после чего замерли в развитии, как предприниматели.
Возьмем, к примеру, ту же Apple (раз уж ей, с большой долей вероятности, суждено первой перевалить за один триллион долларов). Сегодня она продает смартфон, в среднем, по 728 долларов за штуку. В глобальном разрезе это невероятная сумма. Еще пару лет назад флагманы стоили до 900 долларов, а о среднем чеке в 728 долларов нельзя было и мечтать. Так происходит, потому что Apple не пытается заставить кого-то купить эдакий набор – процессор, экран и объем внутреннего накопителя. Для этого есть Xiaomi, который успешно занял нишу соотношения цена/железо. Но Apple продает свою экосистему и доступ к ней. Более того, можно даже сказать, что компания продает мечту, стиль жизни, возможность принадлежать к особому классу и особому комьюнити.
Если у вас iPhone, MacBook, Airpods, Apple Watch и iMac, вам не нужно думать над синхронизацией девайсов, их настройкой и переносом данных. Они дополняют друг друга. Для их связи не придется придумывать костыли. Дальше – Apple сконцентрирует на себе умный дом, благодаря колонке HomePod. А в автомобиле, мультимедийная система которого поддерживает Apple CarPlay, уже и так нет необходимости в магнитоле. Нужны только хорошие колонки и экран, а весь полезный функционал системы обеспечит ваш личный смартфон. Даже платить можно не бумажными деньгами или картой, а девайсом, приложив к нему палец или взглянув на его экран. Такие системные решения как раз и могут стоить триллион.
Фирмы вроде Apple, Amazon и Microsoft не реализуют клиентам руду, металлопрокат или даже смартфон. Человек покупает удобство, комфорт, экономию времени, имидж и полезный функционал. Это значит, что он вернется даже тогда, когда будет расти ценник на девайсы. При условии технической эволюции вместо революции, большую стоимость оправдывает как раз наличие экосистем. И оправдывает с лихвой, если клиенты готовы менять телефоны раз в год или два, и при этом платить невероятные 700+ долларов за девайс.
В свою очередь, мы – Украина – сегодня во всех сферах продаем сырье, будь то лес кругляк, зерно, метал или человеко-часы программистов-фрилансеров. Даже самое дорогое, качественное или сложное, но сырье обычно составляет от 1-2% до, в отдельных случаях, 25% цены готового продукта. Сам Apple не производит экраны, платы или динамики. Компания не занимается даже сборкой девайсов – все это закупается у фирм-поставщиков, а сборка аутсорсится в Китае.
Экономика XXI века ставит перед нами весьма четкие задачи. Украине нужно конкурировать не с другими сырьевыми придатками, а брать себе в качестве ориентиров именно такие фирмы, как Apple и Amazon. Потому что они создают будущее, и откусывают себе такие большие куски мирового «пирога» за счет огромного потенциала, а не просто потому, что могут сделать продукт и продать его сегодня и сейчас, не задумываясь о том, что будет завтра.
Совсем скоро Apple, вероятно, откроет клуб триллиона – комьюнити компаний, капитализация которых превысит один триллион долларов. Дальше в него не просто войдут, а вбегут Amazon, Microsoft, Alphabet и еще кто знает сколько фирм. Капитализация каждой из них будет в 6-8 или 10 раз превышать все то, что Украина может произвести за целый год. И их секрет довольно прост: компании-триллионники нашли свой товар – и клиентам, и инвесторам они продают будущее, которое создают, становясь его незаменимыми частями.
- Рішенням суду з працівника (водія) стягнуто упущену вигоду Артур Кір’яков вчора о 18:25
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов вчора о 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 18.04.2025 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18.04.2025 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18.04.2025 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 18.04.2025 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 18.04.2025 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 18.04.2025 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 18.04.2025 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13661
-
Аграрії з Кіровоградщини купують недобудовану лікарню в центрі Києва. Для чого
Бізнес 5599
-
"Якщо заробляємо півтори гривні – щасливі" – власник мережі АЗС
Бізнес 5596
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5199
-
Угода про надра не визнаватиме допомогу США боргом України – Качка
Бізнес 4984