Как государство препятствует экомодернизации предприятий
Чтобы достичь экономического роста и чистой окружающей среды, государству и бизнесу пора начать сотрудничать
Промышленные предприятия в процессе работы неизбежно создают нагрузку на окружающую среду. Украинское государство видит один способ регулировать эту нагрузку – повышать ставки экологического налога. С одной стороны, вроде бы логично. Ведь повышение расходов на оплату экологического налога заставляет предприятия задумываться о проведении экологической модернизации, чтобы в будущем минимизировать уплату эконалога.
Но, с другой стороны, для реализации природоохранных мероприятий компаниям необходимы финансовые ресурсы, доступ к которым в Украине сильно ограничен. Повышая ставки экологического налога, государство уменьшает свободные средства предприятий, которые могли бы использоваться для финансирования экологических проектов. Получается парадокс: хотели простимулировать предприятия проводить экомодернизацию, а по факту препятствуем ей.
В 2018 году в сводный бюджет поступило 4,9 млрд грн от уплаты экологического налога. За этот же период капитальные инвестиции сектора государственного управления и обороны в природоохранные мероприятия составили лишь 625 млн грн. Выходит, государство направляет на охрану окружающей природной среды гораздо меньшие суммы, чем собрано эконалога.
Есть все основания полагать, что частные предприятия могли бы гораздо эффективнее использовать перечисленные в бюджет средства, реализовав больше проектов. Если бы, конечно, эти средства оставались в распоряжении предприятий.
В Украине предприятия и так инвестируют в охрану окружающей среды больше, чем государство: 9,4 млрд грн против 625 млн грн в 2018 году, по данным Госстата. Безусловно, у государства много других функций и задач. В таком случае логично создавать условия, которые позволяли бы предприятиям самим наращивать объемы инвестиций в природоохранные проекты.
Посмотрим, как решает проблему привлечения экологических инвестиций Евросоюз. Нашумевший проект European Green Deal рассчитывает привлечь в течение 2021-2030 гг. минимум €1 трлн инвестиций, из которых 64% – различные инструменты государственной поддержки. В их числе – средства бюджета ЕС, средства национальных структурных фондов, средства фондов Европейской системы торговли квотами.
В Украине нет такой, как в Евросоюзе, системы институций для финансирования экологических проектов. Да и финансовые возможности украинского государства ограничены. Что можно сделать в текущих условиях? Обратить внимание на экологический налог, который уже аккумулируется в государственном и местных бюджетах. Сейчас эффективность использования поступлений эконалога, мягко говоря, подвергается сомнению как предприятиями, так и экспертами.
Есть предложение Европейской Бизнес Ассоциации разрешить предприятиям использовать до 70% начисленного эконалога для финансирования экологических проектов. Как это может выглядеть на практике?
Например, по результатам года крупное металлургическое предприятие начислило $5,7 млн экологического налога к уплате. Оно может уменьшить эту сумму на 70%, перечислив в сводный бюджет $1,7 млн. Оставшиеся $4 млн могут выступить частичной компенсацией экологического проекта на $20 млн (такие проекты реализуются в металлургии, например для минимизации выбросов СО2). Благодаря такой компенсации предприятие получит возможность осуществлять больше природоохранных проектов, снижая нагрузку на окружающую среду. Таким образом действительно стимулируется экологическая модернизация и достигаются цели устойчивого развития.
У промышленных предприятий и государства есть общие задачи в экологической сфере. Государство заинтересовано в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду. Предприятия, являясь ответственным бизнесом, также стремятся к сокращению загрязнения. Учитывая совпадение интересов, государству и предприятиям целесообразно сотрудничать, чтобы вместе и быстрее достичь желаемых результатов: экономического роста и чистой окружающей среды.
- Рішенням суду з працівника (водія) стягнуто упущену вигоду Артур Кір’яков вчора о 18:25
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов вчора о 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 18.04.2025 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18.04.2025 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18.04.2025 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 18.04.2025 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 18.04.2025 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 18.04.2025 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 18.04.2025 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
-
Угода про надра не визнаватиме допомогу США боргом України – Качка
Бізнес 11040
-
"Будуть змішувати, хто як може". Вміст спирту в бензині перевищуватиме 5% – власник АЗС
Бізнес 5592
-
Відмова США від участі в "мирному процесі" – це благословення
Думка 4317
-
Водогін до Миколаєва будують цілодобово у дві зміни – фото
Бізнес
4262 -
Де шукають музу Баффет, Безос і Цукерберг: екстравагантні звички відомих людей
Життя 3201