Где жить будем? В Междуморье?
Вопросам общего видения территории для жизни и партнерства между Балтийским и Черными морями было посвящены круглый стол и конференция, на которых мне посчастливилось побывать недавно в Вильнюсе. Представители академических кругов, политики, журналисты, эк
Вопросам общего видения территории для жизни и партнерства между Балтийским и Черными морями было посвящены круглый стол и конференция, на которых мне посчастливилось побывать недавно в Вильнюсе. Представители академических кругов, политики, журналисты, эксперты-аналитики из Литвы, Беларуси, России, Молдовы, Украины, Венгрии и других стран ЕС обсуждали вопросы существования общего регионального пространства - Балто-Черноморского Междуморья.
Мнения докладчиков разделилось на 2 группы. Первую точку зрения озвучил видный венгерский социолог, профессор Пал Тамаш (Pal Tamas), который в довольно критической форме обобщил тенденции развития государств восточной Европы «после постсоветского периода». Результаты его исследований совпали с моим субъективным взглядом: территория постсоветских государств между морями превратилась в европейское захолустье. (продолжая лексический ряд слов с префиксом евро – еврозахолустье) Искусственность национальных государств в идеологическом и экономическом наполнении привела к периферийности территории Беларуси, Украины, Молдовы – стран, граждане которых помогают надувать экономические пузыри Великобритании, Ирландии и Греции. Выступления других участников зафиксировали, не соответствие желаемого видения развития этих государств на этапе их основания с сегодняшней реальностью. Участники констатировали, что такая ситуация устраивает , кроме самих стран Междуморья, которые в свете последних энергетических шагов России и отдельных стран ЕС, могут усилить конкуренцию между собой за сибирскую нефтегазовую кость.
Вторую линию обсуждения «возглавил» руководитель академического департамента Европейского гуманитарного университета, Олег Бреский, который собственно и задал конструктивное направление дискуссии через понятие нового региона Европы «Балтийско-Черноморское Междуморье». Осознание и строительство нового региона «Междуморье», как комфортного пространства для жизни людей, для развития экономики, по мнению участников нужно начинать с создания мысленного образа, который, тем не менее, должен иметь материальные основы. Акцент был поставлен на необходимости создания стабильных транзитных коридоров нефти через Украину в Беларусь и дальше в Литву. Кстати, апробировать прочность транзитного партнерства Украины и Беларуси поможет венесуэльская нефть. Такой вот он - современный путь «Из варяг в греки».
Мое мнение - устойчивость «Междуморья» должна основываться не только на наличии общих труб с чужой нефтью, но и на развитии общих долгосрочных проектов в сельскохозяйственном машиностроении, производстве строительных материалов, развитии пищевой промышленности и сельского хозяйства, внедрения энергосбережения, общих украино-белорусских проектов по разработке действующих и перспективных месторождений в Украине при условии совместного обоюдного финансирования.
Подводя итоги работы конференции, представители Центра (CASE) Павел Терешкович и Елена Матусевич, очертили возможности интеграции Междуморья на экспертном уровне через создание ассоциации экспертов, работу экспертной сети и единого информационного центра, общей проектной деятельности, публикации исследовательских материалов.
Многие идеи, высказанные участниками требуют серьезного осмысления, а некоторые, уверен, и практической реализации. Думается, что если организаторы ставили целью конференции создание круга людей думающих в одном направлении, то этой цели они добились. Первый шаг по развитию партнерства в Междуморье сделан.
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 745
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 452
- Реформа "турботи" 251
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 122
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 115
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 27592
-
"Кремль втрачає контроль". Що означає конфлікт Росії з Азербайджаном
15196
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 12788
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 8313
-
Bloomberg: Росія хоче продати частку у першій турецькій АЕС "Аккую" за $25 млрд
Бізнес 5821