На грани. Финансовые реалии дошкольного образования
Высокий уровень стресса, низкая зарплата, жизнь в долг и постоянные поиски подработки – такова сегодняшняя реальность работников украинских детских садов
Люди, отвечающие за воспитание, обучение и здоровье наших детей в государственных и коммунальных детских садах получают после вычета налогов 5240 грн при средней зарплате по Украине 9386 грн по состоянию на март 2020 года. При этом половина сотрудников садиков получают менее 5 тыс. грн в месяц.
Зарплата техперсонала, помощников воспитателей (нянечек), медсестер, психологов, учителей музыки, физкультуры не дотягивает даже до 4 тыс. грн в месяц.
Просто представьте, что медсестре, отвечающей за здоровье и жизнь вашего ребенка, платят столько же, сколько и дворнику. А уровень ответственности этих двух сотрудников несопоставим.
Не лучше ситуация и в инклюзивно-ресурсных центрах. Работая с особыми детьми по 40 часов в неделю, специалист получает 5 тыс. грн.
Большинство всех этих людей пять лет получали высшее образование. Педагогический состав садиков – это бакалавры, специалисты и магистры. И теперь за свою работу они имеют минимально возможную в Украине зарплату.
В результате, по данным Центра социальных и трудовых исследований, 9% семей сотрудников детсадов к началу карантина не хватало денег даже на еду.
У трети работников садиков нет возможности откладывать хоть какие-то сбережения, а большинству сложно покупать одежду. То есть выкладываясь на работе по полной программе, люди не в состоянии закрыть даже свои базовые потребности.
Но хуже всего, что материальное положение семей у 67% опрошенных за период карантина ухудшилось: четверть работников садиков постоянно живут в долг, 14% выживают за счет подработки, а 46% выходят из положения, питаясь с собственных огородов или подсобных хозяйств.
В таких условиях живут не так мало людей, как кажется: по данным Госстата, в украинских садиках работает 311,6 тыс. человек, из них примерно 136 тысяч педагогов и до 176 тысяч техперсонала.
Правда, с каждым годом их количество сокращается – люди массово увольняются.
Сегодня администрация многих городских садиков не может найти инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. Что уже говорить о сельских детских садах.
Соответственно растет нагрузка на тех сотрудников, которые пока еще тянут: более половины из них признаются, что сталкиваются со сверхурочной работой и непредсказуемостью рабочего времени, а 20% сотрудников приходится работать в выходные. При этом стресс от своей работы они оценивают в 8-10 баллов по десятибалльной шкале.
Естественно, что пути решения этой формировавшейся десятилетиями проблемы нужно искать еще «на вчера». Причем парламент со своей стороны готов поддержать планы правительства в этом направлении.
Комитет ВР по вопросам образования, науки и инноваций уже инициировал повышение зарплат работникам всей сферы образования, в том числе и всем категориям сотрудников детских садов.
Механизм такого повышения сейчас разрабатывает рабочая группа Минобразования.
15 июля и. о. министра образования Сергей Шкарлет на заседании нашего комитета рассказал о концепции повышения зарплат в сфере образования.
Конечно, документ еще нужно дорабатывать, но, как сказала моя коллега Юлия Гришина, у Шкарлета было всего 10 дней на то, что другие министры не сделали за 10 лет.
Сейчас в эту группу, которая будет работать все лето, войдут депутаты нашего комитета. Мы договорились, что к заседанию комитета 2 сентября концепция должна быть полностью готова – с реальными предложениями, как комплексно решить проблему.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
45248
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
22439
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 16147
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 12847
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11050