Посещение концлагеря обязательно для всех
«Наша история должна превратиться из проекта памяти в проект знаний» - Хайко Маас, министр иностранных дел Германии.
Это было осенью 1992 года. Я тогда был на практике в Баварии, в местечке Schondorf, недалеко от Мюнхена, в школе-гимназии. Во время утренней планерки ко мне подошел заместитель директора этой школы и спросил: «Господин Гломозда, не хотите ли Вы поехать с нами в Дахау?».
Я не стал спрашивать когда, зачем, а сразу же согласился. Во второй половине того же дня, ближе к вечеру, после занятий, небольшая группа старшеклассников из семи человек, к которой присоединился и я, во главе с заместителем директора школы поехали в Дахау. Я тогда еще не знал, что Бавария, это единственная земля в Германии, где посещение концлагеря в Дахау входит в учебный план.
К проблеме Холокоста время от времени все снова снова обращаются люди. К ней относятся по-разному, одни стараются забыть о ней и вычеркнуть ее из памяти общества, другие хотят извлечь из нее уроки. К этим другим относится новый министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Проблема Холокоста, концлагеря Освенцим и привела его в политику. В интервью немецкому журналу Spiegel, ему задали вопрос: «Г-н министр иностранных дел, в Вашей инаугурационной речи Вы сказали, что пошли в политику из-за Освенцима. Что Вы имели в виду?». На что он ответил: «Я искал объяснения тому, как нацисты смогли привести Германию и весь мир к такой катастрофе. Многое из того, что произошло тогда, было настолько ужасающим, что я просто не мог этого понять. И поэтому возникла глубокая необходимость внести свой вклад в то, чтобы подобное никогда не повторилось. Я принял решение взять на себя политическую ответственность».
Хайко Маас в Израиле
В ходе своего первого визита в Израиль он также говорит о своем восприятии Холокоста. Во время встречи с пережившими Холокост, он рассказал, как будучи студентом, впервые услышал о преступлениях, но на самом деле не понимал их. Затем он спрашивал в своей семье о прошлом. «Я искал в моей семье представителя сопротивления, но я никого не нашел, все они были последователями», - сказал Маас.
В этом же интервью корреспонденты вспомнили еще об одном министре иностранных дел Йошке Фишере, который в 1999 году в качестве оправдания участия Германии в авиаударах в Косово, говорил: «Никогда больше Освенцим».
Хайко Маас говорит о том, что впервые услышал о преступлениях, когда он был студентом. В этом ничего удивительного нет, так как он родился спустя два десятилетия после войны. О масштабах преступлений нацистов не знали даже немцы современники. Об этом вспоминает Edelgard Schlegelmilch. Ей было 17 лет, когда она вместе с другими жителями Веймара, в количестве более 1000 человек 16 апреля 1945 года, по приказу американцев должна была посетить Бухенвальд.
«Здесь Гете, Шиллер, высокая культура – там ужасное царство террора: десять километров отдаляют центр Веймара, город поэтов и мыслителей, от концентрационного лагеря Бухенвальд. Построенный в 1937 году в Этерсберге, концентрационный лагерь был самым большим в германском рейхе. Почти 280 000 человек из, более чем 50 стран, подвергались пыткам и насилию. Их использовали для медицинских экспериментов в Бухенвальде и его 139 спутниковых лагерях. 56 000 из них не пережили мученичества. 11 апреля 1945 года американские войска прибыли в лагерь. То, что они там видели, отнимало у них речь» – пишет Der Spiegel.
Шокированное увиденным американское командование решило,что жители Веймара должны сами воочию увидеть масштабы зверств. Было принято решение, что как минимум 1000 жителей Веймара, половина из них женщины, должны посетить лагерь Бухенвальд и больницы при нем. В первую очередь привлекались родственники нацистов. Американцы сняли документальное кино об этом. Сначала люди шли как на прогулку, весело разговаривая между собой,(это видно на кадрах в Spiegel) но затем увидев узников лагеря, которые еще там были и которые кричали им: «Вы привели нам ваших детей для еды» и полную картину зверств, многие теряли сознание.
Сегодня, в связи с участившимися нападениями на евреев в Германии, снова поднимается вопрос о необходимости обязательного посещения концлагеря всеми жителями страны, хотя бы один раз в жизни.
Хайко Маас, министр иностранных дел Германии, посещает мемориал Холокоста
С 1996 года 27 января в Германии отмечается как день памяти жертв национал-социализма. По случаю 50-летия освобождения концентрационного лагеря Освенцим-Биркенау Организация Объединенных Наций объявила его Международным днем памяти, который выходит за рамки Холокоста и посвящен Всеобщей декларации прав человека.
«Канцлер Ангела Меркель (ХДС) и министр иностранных дел Хайко Маас (СДПГ) по случаю Дня памяти жертв Холокоста призвали к решительной борьбе с антисемитизмом» - пишет der Spiegel. «Этот день напоминает нам о том, к чему могут привести расовые заблуждения, ненависть и человеконенавистничество» - сказала Ангела Меркель в своем видеообращении.
Немецкое издание die Welt опубликовало обращение министра иностранных дел Германии Хайко Мааса к немецкому народу: «Невежество молодых немцев опасно». Оно очень волнительно и я считаю, что его должно прочитать как можно большее количество людей и поэтому хочу предложить его перевод для читателей.
«Еще никогда не было так просто получить информацию. Поисковые системы, такие как Google, ежедневно обрабатывают несколько миллиардов запросов. Ответ на сложные вопросы можно получить простым щелчком мыши. Дигитализация дает нам доступ к бесконечному объему знаний, которые всегда доступны.
И все же день за днем становится ясно, что эта свобода знаний не защищает нас от узости мышления. Она не страхует нас от нетерпимости, расизма и антисемитизма. Напротив, то, что когда-то пробормочено за столом завсегдатаев, одним щелчком мышки, теперь становится достоянием гласности для всего мира. Ненависть теперь может распространяться быстрее и может привести к травле. И, в худшем случае, к насилию.
Мы видим, что национализм распространяется по всей Европе, а вражеские образы используются для оправдания собственной тупой идеологии. Правые популистские провокаторы релятивизируют Холокост, зная, что такое разрушение табу привлечет максимальное внимание. Правые демонстрируют гитлеровский салют на улице, молодым людям срывают кипу с головы, оскорбляют еврейских детей.
Согласно недавно опубликованному исследованию ЕС, большинство немцев отмечают рост антисемитизма. Те, кто непосредственно затронут этой проблемой, видят ее еще более драматичнее: почти 90% еврейских граждан ЕС говорят, что в их странах растет антисемитизм. Если евреи в Европе снова испытывают страх, это позор.
Наша культура памяти рушится под давлением крайне правых.
Концентрационный лагерь Освенцим
Это делает невежество молодых немцев еще более опасным, как показал опрос, проведенный CNN, 40% почти ничего не знают о Холокосте. Это шокирующие цифры, которые мы не должны оставить без внимания.
Мы должны сохранить истории людей, которые могут рассказать нам о непостижимом из собственного опыта. Такие люди как Пинчас Гуттер. Пинчас Гуттер родился в 1932 году в польском городе Лодзь. Когда 9 ноября 1938 года по всей Германии горели синагоги, ему было шесть лет. Когда он и его семья были депортированы в концентрационный лагерь Майданек и когда он был разлучен со своими родителями и сестрой-близнецом, ему было десять лет, а в конце войны - двенадцать. Он выжил как единственный член своей небольшой семьи.
В детстве Пинчас Гуттер пережил величайшее в истории преступление против человечества - Холокост. Детство, немыслимое сегодня для 12-летних. Но именно такие люди, как он, могут рассказывать о Холокосте, поскольку ни одна поисковая система никогда не сможет этого сделать. Говоря с молодежью в школах и мемориалах. Они покажут, к чему могут привести антисемитизм и расизм.
Когда я начал заниматься преступлениями национал-социализма в студенческие годы, злодеяния нацистов еще были актуальны. Многие в моем окружении принадлежали к поколению, пережившему это.
Сегодня у детей и подростков больше нет такой связи. Для тех, кто родился сегодня, ночь погромов настолько же далека, как для меня был далек рейхсканцлер Бисмарк, когда я родился. Это меняет память, увеличивает расстояние. Приближается время, когда такие свидетели, как Гуттер, больше не смогут рассказывать о злодеяниях национал-социализма".
Наша культура памяти должна адаптироваться к этому.
Противостояние нацистской идеологии способствовало тому, что сегодня наша страна стала либеральной, космополитичной и мирной. Но мы не должны останавливаться на достигнутом. Сейчас нам нужны новые подходы к использованию исторического опыта на современном этапе. Наша история должна превратиться из проекта памяти в проект знаний.
Для того, чтобы достичь этого, мемориалы должны быть не только памятными местами, но и учебными заведениями. Молодежь должна выходить не с опущенными головами, а со знанием в голове. Воспоминания должны быть не музеем, а настоящим.
С помощью недавно запущенной программы "Молодежные воспоминания" мы пытаемся укрепить этот аспект. Мы должны не только сохранять исторические знания, но и трансформировать их в поведение в обществе. Хорошие примеры тому есть. Таким образом, акция "Знак искупления" продолжает работать над примирением с жертвами прошлого. Но она также ориентирована на людей, которые сегодня находятся в неблагоприятном социальном положении и исключены из жизни общества, таких как беженцы и бездомные.
Или: дом Ванзейской конференции. Он не только информирует об истории геноцида. Там должностным лицам разъясняются механизмы, которые когда-то превращали адвокатов в канцелярских преступников.
Пример Пинчаса Гуттера показывает, как дигитализация может также способствовать этому. Он расскажет 12-летним о своем опыте, даже когда его больше нет с нами. В рамках проекта, осуществляемого совместно с Университетом Южной Калифорнии, он ответил на сотни вопросов о своей истории. Была создана голограмма. Он и другие современные свидетели также смогут передать учащимся в будущем важную информацию о себе. Мы никогда не должны забывать. Мы никогда не должны оставаться равнодушными. Мы должны заступиться за нашу либеральную демократию. Это зависит от нас". Хайко Маас - министр иностранных дел Германии
- Американські спонсори російського тероризму Володимир Горковенко вчора о 23:52
- Китайські електрокари та регуляторна політика ЄС: чи є шанс у Європи вийти з кризи? Олексій Гнатенко вчора о 12:47
- Перший президент США, який вступить на посаду із судимістю Світлана Приймак 10.01.2025 17:36
- Советы по обжалованию штрафов за отсутствие военного документа Віра Тарасенко 10.01.2025 17:16
- Три покарання за одне порушення – це абсурд. Маємо залишити одне адекватне Галина Янченко 10.01.2025 16:03
- Колективний договір як гарант трудових прав: практика, виклики, і закордонний досвід Дмитро Зенкін 10.01.2025 15:18
- Фактична перевірка податковою і місце її проведення Леся Дубчак 10.01.2025 13:57
- Про пенсії і справедливість… Андрій Павловський 10.01.2025 12:44
- 50% піратських сервісів – російські. Яку загрозу це становить для українців? В’ячеслав Мієнко 10.01.2025 10:00
- Нові правила ліцензування у 2025 році: що зміниться для бізнесу? Юлія Мороз 10.01.2025 09:49
- Як ірландський досвід (не)резонує українську драму Ірина Голіздра 09.01.2025 16:38
- Опіка над майном безвісно відсутніх осіб: як законодавчі зміни змінюють реальність? Світлана Приймак 09.01.2025 14:21
- Інновація у збереженні енергії в епоху ВДЕ Олексій Гнатенко 09.01.2025 11:37
- Міжнародна енергетична співпраця: виклики, можливості та юридичні аспекти Ростислав Никітенко 09.01.2025 11:36
- Як змінити систему, що закриває очі на насильство? Механізм захисту дітей у закладах Микола Литвиненко 08.01.2025 16:43
-
"Це будуть великі гроші". Шмигаль пояснив, чому не можна зупинити транзит нафти з РФ
Бізнес 23309
-
Таки вся Одеса за це пересварилась. Що одесити думають про деколонізацію
16259
-
Після дронів. Яка зброя може переламати ситуацію на фронті цього року
Думка 5195
-
Суд відмовив британцю у пошуку викинутого 12 років тому диска з $735 млн у біткоїнах
Бізнес 4340
-
Від волонтерства до бізнесу: як ветлікар став партнером Нової пошти у прифронтовому місті
Бізнес 4282