Невидимая горилла по имени BEPS
Отечественные и международные компании, работающие с Украиной, скоро должны будут ответить на не всегда удобные для бизнеса вопросы.
После августовского заявления исполнительных директоров крупнейших мировых компаний в рамках Business Roundtable (ассоциация главных исполнительных директоров ведущих американских компаний) про изменение базовой парадигмы существования корпораций, можно однозначно заявить, что изменилась концепция существования бизнеса, господствующая последнее столетие. Ее эволюция переворачивает с ног на голову привычное восприятие целей бизнеса. Сегодня прибыль предприятия и все ее производные (рентабельность, окупаемость и так далее) не являются мерилом стоимости и успешности предприятия, успешный бизнес - формировать ценности для потребителей, инвестировать в трудовой коллектив, поступать справедливо и этично с поставщиками, поддерживать общество и в самую последнюю очередь генерировать долгосрочную ценность для акционеров.
Какое же место занимает Украина в этом новом мире? Сосредоточившись на частностях внутри, мы не замечаем кардинальные изменения в существующем миропорядке. Проводя аналогии со знаменитым экспериментом Дэниэла Саймонса «невидимая горилла» (Daniel J. Simons-Biography The Invisible Gorilla), ситуацию в Украине сегодня можно описать так – уже все игроки на поле гориллы, а мы продолжаем считать пасы и утверждать, что ничего странного не происходит. Хотя сигналы поступают давно и они очень четкие. В 2016 году группа «Apple» оштрафована на 13 миллиардов евро за неуплату налогов в Ирландии. Через год Европейский союз обязал Amazon выплатить 250 миллионов евро налогов, в наказание за полученное компанией несправедливое налоговое преимущество в Люксембурге. И последний громкий скандал в мире гигантов бизнеса - Google France и Google Ireland обязаны выплатить штраф в размере 500 миллионов евро, плюс к этому Франция получит 465 миллионов евро в виде компенсации за неуплаченные налоги. Все эти яркие вспышки – примеры глобального разворота в восприятии целей функционирования бизнеса и подходам к налогообложению дохода. Главным теперь является, не то кем получен доход, а кем он выплачен и где заплачены налоги. Точка оплаты налогов должна территориально совпадать с местом возникновения доходов, - такой себе налоговый антиглобализм. Частью этого мирового тренда вскоре станет и Украина. План по уничтожению «налогового рая» в Евросоюзе практически выполнен, и теперь он громко и настойчиво стучится в наши двери.
В череде ожидающих нас изменений первым будет BEPS. Это уже наша - украинская горилла, весело скачущая по полю и для большинства до сих пор невидимая. Аббревиатура устрашает, но суть проста — доходы облагаются налогами там, где они генерируются. Анализ новой экономической доктрины, заявленной крупнейшими корпорациями, говорит нам, что приоритетность целей бизнеса такова: экономический эффект, зарабатываемый предприятием, должен быть направлен, в первую очередь, на потребителя, во вторую - на персонал, в третью - на контрагента, потом - на общество в целом, а потом уж на акционера. В большинстве бизнес-школ сегодня на лекциях по теории менеджмента акционер преподносится не как вышестоящий орган, а именно как контрагент, который поставляет предприятию ресурс в виде капитала, а взамен получает справедливое вознаграждение. Будучи в роли контрагента, акционер, в свою очередь, должен быть справедлив к своим контрагентам, к которым относится также и его предприятие. Налоги - одно из мерил этой «круговой» справедливости, затрагивающей все заинтересованные лица (потребителей, трудовой коллектив, контрагентов и общество). Ключевым является то, что налоги должны платиться на территории, где действует предприятие, то есть там, где находятся основные потребители, трудовой коллектив, контрагенты и общество в целом. Поэтому, любая попытка заработать деньги в одном обществе, а заплатить налоги или не заплатить в другом преследуется и наказывается дорого.
Для воплощения всего этого в реальность мир создал условно-добровольную партию под названием «ОЕСР» (Организация экономического сотрудничества и развития). Условно-добровольная потому, что хорошие страны-участники (где стараются не платить налоги из-за их большого размера) тянут «плохишей» (тех, где наоборот стараются их платить, так как сумма уплаты там равна нулю) за уши в членство, используя периодически кнут в виде черных списков и пряник в виде кредитов МВФ. Украина тут играет уже привычно иррациональную роль – будучи по всем признакам среди хороших стран, ведет себя как истинный «плохиш», упираясь переменам. Но украинский бастион пал, все необходимые верительные грамоты в ОЕСР предоставлены и с 1 декабря 2020 года начинается жизнь по новым правилам - Плану действий BEPS. Украинский и международный бизнес, работающий с Украиной, должен будет ответить теперь на следующие вопросы:
1. Кто твои потребители, где находится твой трудовой коллектив (правило экономического присутствия)?
2. Какова твоя цель, не проводится ли сделка ради налоговой экономии (правило теста цели)?
3. Насколько ты честен в отношении с обществом (правило про контролируемые иностранные компании, эрозию налоговой базы и т.д.)?
4. Насколько ты справедлив со своими контрагентами (правило про трансфертное ценообразование)?
5. Чтобы никто не смог уйти от честного ответа работает CRS – глобальный обмен информацией, теперь никакой банковской тайны для налоговых органов не существует, а вот правило подтверждения происхождения источника богатства становится обязательным.
Украине еще не хватает только своей Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager), еврокомиссара, которого боятся такие монстры как Apple и Google, хотя может быть, что у нас этот человек уже есть, просто мы его еще не видим. Пока в бизнес-среде многие не просто не видят «гориллу», а делают все, чтобы доказать, что раз они ее не видят, значит, ее не существует. От иллюзий сохранения старого мира, хорошо помогает реплика Маргрете Вестагер в отношении дочерних компаний Apple и о «некоторых богатых и могущественных», которые держат общественность за дураков, когда речь заходит о налогах: «Для меня налоговый рай - это место, где каждый платит свою справедливую долю». И следом штраф в 13 миллиардов евро.
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 742
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 387
- Реформа "турботи" 251
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 120
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 7742
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7585
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5408
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 5177
-
"Кремль втрачає контроль". Що означає конфлікт Росії з Азербайджаном
4563