Новый шанс. Почему инвесторы заинтересовались киевскими предприятиями?
Территории промышленных предприятий перепрофилируются под офисные центры. Если все проекты будут реализованы, то в ближайшие три года арендные ставки могут снизиться.
В Киеве «бум» строительства офисных центров. Это видно даже невооруженным взглядом — появляются новые здания, а пустующие некогда земельные участки стали обносить забором. Спрос со стороны инвесторов растет и это сразу же привело к проблеме. В Киеве не так и много участков, на территории которых можно было бы построить офисный центр с парковкой, без наличия которой многие арендаторы отказываются снимать помещения. Землю под застройку можно купить. Но цены на большинство участков, которые продаются вместе с проектом, за последний год выросли в полтора-два раза. Повышенный спрос играет свою роль.
Девелоперы вынуждены искать другие пути для развития. Гораздо более привлекательный вариант для развития — покупка цехов старых промышленных предприятий. В Киеве их количество исчисляется десятками, многие площадки не функционируют и являются своеобразными «памятниками» советского прошлого. С точки зрения города они не несут никакой ценности — в разваленных зданиях живут люди без определенного места жительства и бродячие собаки. Поэтому городская администрация не против освоения этих территорий. Приобрести площадку под строительство можно недорого — около $1 тыс. за один квадратный метр, что привлекает инвесторов.
На большой территории бывшего цеха можно создать интересный проект: построить энергосберегающее здание, решить проблему с нехваткой мест для парковки и создать небольшую зону отдыха, где можно установить мангал и положить пуфики. Если здание большое, то популярностью будет пользоваться даже бассейн, за посещение которого нужно платить дополнительно. Подобные проекты могут неплохо конкурировать со зданиями класса «А» или «В», которые находятся в самом центре Киева. Причем, если даже помещение расположено далеко от станции метрополитена, то многие арендаторы соглашаются нанимать маршрутки. В некоторых случаях это выгодно, поскольку ставки в отдаленных районах города значительно ниже, чем в центральной части столицы.
Почему инвесторы так интересуются строительством бизнес-центров? Офисная недвижимость выглядит гораздо более привлекательнее в глазах потенциальных инвесторов, чем, например, торговые центры. Будущее торговли сейчас под вопросом — в Киеве заявлено строительство огромного количества новых объектов и до сих пор непонятно, есть ли в них необходимость. Кроме того, все больше покупателей делают покупки через интернет, и нужда в большом количестве магазинов может в ближайшие несколько лет отпасть. В офисной недвижимости таких рисков меньше. Некоторые бизнесмены разрешают своим сотрудникам частично работать дома, приходить в офис по мере необходимости, но рабочее место за специалистом все равно сохраняют.
В ближайшие несколько лет конкуренция на рынке офисных центров существенно обостриться. Поэтому уже сейчас собственники популярных зданий заинтересованы в том, чтобы подписать с арендаторами долгосрочные договоры аренды. Все еще помнят 2014-2015 годы, когда некоторые помещения сдавались в зимнее время бесплатно. Арендаторы лишь обещали платить за уборку помещений и оплачивать дорогие коммунальные услуги, особенно за отопление.
По моим прогнозам, ставки будут только падать. Например, если сейчас аренда офисов класса «А» составляет $40-50 за один кв м в месяц, то спустя два-три года они могут снизиться до $30 за кв м. Тоже самое касается и бизнес-центров класса «В», где в отдаленной перспективе ставки могут подешеветь с $20 до $15 за кв м в месяц. Помимо снижения ставок арендаторы будут гораздо жестче подходить к выбору помещения для аренды, и большое внимание уделят энергоэффективности. Бизнес-центрам придется подстраиваться.
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
44500
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 20378
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
6938
-
Політичний покер. Як CША програють підготовку до війни з Китаєм, а Путін цим користується
5050
-
За лаштунками телефонної розмови – чого прагнуть Путін і Трамп
Думка 4878