Что принесут альтернативной энергетике "зеленые аукционы"?
В уверенном будущем альтернативной энергетики уже не сомневаются даже самые ярые скептики.
Причем смело утверждать подобное можно не только о Скандинавии или Германии, Австрии или странах Балтии, например, — но и об Украине.
С каждым годом сфера генерации электроэнергии из возобновляемых источников растет и развивается все стремительнее. Если посмотреть на карту Украины, она просто усеяна объектами участников Украинской ассоциации возобновляемой энергетики. Сейчас, по данным НКРЭКУ, всего по стране их не меньше 500 (без учета объектов на оккупированных территориях) — это солнечные, ветровые станции, малые ГЭС и станции на биомассе и биогазе.
Проявляют интерес к альтернативной энергетике не только бизнес, но и рядовые украинцы. Встретить те же солнечные панели на частном доме — совсем не сложно.
Все это стало возможно благодаря «зеленым» тарифам, введенным в Украине в 2009 году. Покупая у производителей энергию из возобновляемых источников по высоким ценам, государство значительно стимулировало развитие сферы. Сюда пришли инвесторы из-за границы, европейские банковские структуры, да и обычные люди. Что неудивительно, ведь дело выгодное со всех сторон.
Для инвесторов это — прибыльный бизнес, для производителей-физических лиц — личная энергетическая независимость и возможность продать излишки электроэнергии государству. Ну, а государство, в свою очередь, получает рабочие места, налоги, электроэнергию и попутно, поскольку она «зеленая», улучшение экологии.
Частично свою задачу «зеленые» тарифы уже выполнили. Как один из крупных игроков рынка, я должен признать, что сфере альтернативной энергетики жизненно необходима предсказуемость для дальнейшего стабильного развития. Есть большие надежды на введение «зеленых аукционов» — речь о законопроекте № 8449-д. В этот четверг Верховная Рада проголосовала за него в первом чтении.
Надежду на положительные перемены дает не только этот первый шаг на пути к принятию закона, но и то, что в нем все же прописали введение аукционной системы с 1 января 2020 года. И это верное решение, поскольку перед тем, как аукционы заработают, необходимо провести объемные подготовительные работы. Рынок должен быть сбалансирован и урегулирован, должна появиться здоровая конкуренция в отрасли. Именно это даст возможность играть на понижение по тарифам.
Согласно изменениям, за которые проголосовали депутаты, если компании захотят присутствовать в определенном регионе или направлении, им придется конкурировать между собой на тех самых «зеленых» аукционах за самую низкую цену.
Кроме того, законопроект предусматривает снижение в 2020 году «зеленого» тарифа для солнечных электростанций на 25% с последующим уменьшением на 1,5% каждый год. А для ВЭС тариф будет снижен на 10% с дальнейшим снижением на 2,5% в течение трех лет.
Существенное снижение «зеленого» тарифа позволит государству покупать больше альтернативной электроэнергии за меньшие деньги. Но вместе с тем предприятия тоже получат свою выгоду, поскольку, согласно законопроекту, еще 20 лет со дня подписания контракта они смогут гарантированно отпускать электроэнергию по установленному в результате «зеленого аукциона» тарифу. Это неоспоримый плюс, поскольку гарантирует инвесторам два десятка лет стабильной работы и дает возможность долгосрочного планирования.
В перспективе население от такого подхода тоже выиграет. Ведь низкий тариф на закупку такой электроэнергии будет означать меньший тариф в платежках. Конечно, при условии, что именно ее будут закупать компании-поставщики.
Будет у введения «зеленых» аукционов и еще один положительный побочный эффект. В Украине будут массово запускаться новые проекты по возобновляемой энергетике, так как этот год станет последней возможностью начать работать по действующему высокому «зеленому» тарифу.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан вчора о 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко вчора о 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв вчора о 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева вчора о 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер вчора о 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька 13.05.2025 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка 13.05.2025 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс 13.05.2025 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов 13.05.2025 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
25050
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 17935
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 14863
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11064
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5443