Что принесут альтернативной энергетике "зеленые аукционы"?
В уверенном будущем альтернативной энергетики уже не сомневаются даже самые ярые скептики.
Причем смело утверждать подобное можно не только о Скандинавии или Германии, Австрии или странах Балтии, например, — но и об Украине.
С каждым годом сфера генерации электроэнергии из возобновляемых источников растет и развивается все стремительнее. Если посмотреть на карту Украины, она просто усеяна объектами участников Украинской ассоциации возобновляемой энергетики. Сейчас, по данным НКРЭКУ, всего по стране их не меньше 500 (без учета объектов на оккупированных территориях) — это солнечные, ветровые станции, малые ГЭС и станции на биомассе и биогазе.
Проявляют интерес к альтернативной энергетике не только бизнес, но и рядовые украинцы. Встретить те же солнечные панели на частном доме — совсем не сложно.
Все это стало возможно благодаря «зеленым» тарифам, введенным в Украине в 2009 году. Покупая у производителей энергию из возобновляемых источников по высоким ценам, государство значительно стимулировало развитие сферы. Сюда пришли инвесторы из-за границы, европейские банковские структуры, да и обычные люди. Что неудивительно, ведь дело выгодное со всех сторон.
Для инвесторов это — прибыльный бизнес, для производителей-физических лиц — личная энергетическая независимость и возможность продать излишки электроэнергии государству. Ну, а государство, в свою очередь, получает рабочие места, налоги, электроэнергию и попутно, поскольку она «зеленая», улучшение экологии.
Частично свою задачу «зеленые» тарифы уже выполнили. Как один из крупных игроков рынка, я должен признать, что сфере альтернативной энергетики жизненно необходима предсказуемость для дальнейшего стабильного развития. Есть большие надежды на введение «зеленых аукционов» — речь о законопроекте № 8449-д. В этот четверг Верховная Рада проголосовала за него в первом чтении.
Надежду на положительные перемены дает не только этот первый шаг на пути к принятию закона, но и то, что в нем все же прописали введение аукционной системы с 1 января 2020 года. И это верное решение, поскольку перед тем, как аукционы заработают, необходимо провести объемные подготовительные работы. Рынок должен быть сбалансирован и урегулирован, должна появиться здоровая конкуренция в отрасли. Именно это даст возможность играть на понижение по тарифам.
Согласно изменениям, за которые проголосовали депутаты, если компании захотят присутствовать в определенном регионе или направлении, им придется конкурировать между собой на тех самых «зеленых» аукционах за самую низкую цену.
Кроме того, законопроект предусматривает снижение в 2020 году «зеленого» тарифа для солнечных электростанций на 25% с последующим уменьшением на 1,5% каждый год. А для ВЭС тариф будет снижен на 10% с дальнейшим снижением на 2,5% в течение трех лет.
Существенное снижение «зеленого» тарифа позволит государству покупать больше альтернативной электроэнергии за меньшие деньги. Но вместе с тем предприятия тоже получат свою выгоду, поскольку, согласно законопроекту, еще 20 лет со дня подписания контракта они смогут гарантированно отпускать электроэнергию по установленному в результате «зеленого аукциона» тарифу. Это неоспоримый плюс, поскольку гарантирует инвесторам два десятка лет стабильной работы и дает возможность долгосрочного планирования.
В перспективе население от такого подхода тоже выиграет. Ведь низкий тариф на закупку такой электроэнергии будет означать меньший тариф в платежках. Конечно, при условии, что именно ее будут закупать компании-поставщики.
Будет у введения «зеленых» аукционов и еще один положительный побочный эффект. В Украине будут массово запускаться новые проекты по возобновляемой энергетике, так как этот год станет последней возможностью начать работать по действующему высокому «зеленому» тарифу.
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук вчора о 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук вчора о 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін вчора о 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич вчора о 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький вчора о 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко 20.05.2025 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк 20.05.2025 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська 20.05.2025 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак 20.05.2025 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко 20.05.2025 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер 20.05.2025 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
45561
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 22423
-
Росія ударила по Шостці. Пояснюємо подвійну загрозу новини про "70 загиблих на полігоні"
13483
-
Трамп провалив переговори, настав час рішуче посилити тиск на Кремль
Думка 7225
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
7061