Есть ли будущее у альтернативного правосудия?
Альтернативное правосудие и его проблемы в правовом поле Украины… Наверное, дискуссии по этому поводу еще долго не утихнут.
Альтернативное правосудие и его проблемы в правовом поле Украины… Наверное, дискуссии по этому поводу еще долго не утихнут. Как известно, вопросы исполнения и обжалования решений третейского суда тесно связаны с соответствующими обращениями в государственные суды, что, как правило, влечет за собой перекладывание груза ответственности альтернативного правосудия на плечи государственной Фемиды, которой достаточно и своих, собственных проблем. Ни для кого не секрет, что довольно часто государственные суды становятся заложниками решений третейских судов – им приходится решать весьма сложные вопросы фактического узаконивания сомнительных решений третейских судей. Как показывает практика, зачастую третейские суды не решая споры по существу, удовлетворяют субъективные интересы третьих лиц. Более того, при отправлении третейского правосудия, нередко нарушается принцип независимости и объективности суда в решении того либо иного дела.
Конечно, все это не остается без внимания специалистов, которые пытаются спасти ситуацию с «третейством». Помнится, как-то летом сего года, состоялась встреча «всех причастных», посвященная проблематике третейских судов Украины, на которой были четко определены основные вопросы, касающиеся осуществления альтернативного правосудия в Украине и предложены некоторые пути их решения. К слову, основной причиной всех бед было названо несовершенство отечественного законодателя.
Итак, наступила осень, принесла ли она изменения в отношениях «третейский суд - государственный суд»? Скорее «да», чем «нет». Дело в том, что в сентябре депутаты наконец-то рассмотрели некоторые изменения в ГПК Украины, касательно деятельности (вернее, ее последствий) третейских судов. Речь идет о законопроекте №4806 (зарегистрирован еще в прошлом году), которым предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты Украины об обжаловании решений третейского суда и выдаче исполнительных листов по решениям третейских судов. На сегодняшний день этот документ вполне удачно прошел первое чтение.
Безусловно, радует то, что после раздела VII ГПК «Судебный контроль за исполнением судебных решений» предлагается внести раздел VII-1 «Производство по делам об обжаловании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов по их решениям». Благодаря нормам этого раздела, государственные суды получат, скажем так, четкое руководство к действию, как в отношении процессуальных моментов такого производства, так и в отношении процедуры выдачи исполнительных листов. К примеру, законом о третейских судах не определен порядок обжалования решений третейских судов, хотя ст. 51 право на обжалование в компетентном суде согласно подведомственности и подсудности предусмотрено. Предлагаемыми дополнениями ГПК будут устранены проблемы в части порядка реализации права на обжалования решения третейского суда, формы и содержания, а также порядка принятия судом такой жалобы. Разумеется, не остались без внимания и подготовка дела к рассмотрению, судебное рассмотрение дела и т.д. Что же касается исполнительного производства по решениям третейских судов, то названным разделом предлагается внести главу 2, посвященную порядку выдачи исполнительных листов по решениям третейских судов, включая форму и содержание заявления о выдаче исполнительного листа, порядок рассмотрения такого заявления компетентным судом и пр.
Что ж, одну проблему, стоящую перед правосудием можно будет решить путем принятия предложенных изменений в ГПК. Вот только, почему-то, остались без внимания законодателя схожие вопросы, требующие соответствующих изменений в ХПК, вопросы, связанные с отправлением правосудия так называемыми судами «ad hoc», проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности третейских судей и многое другое. Будем надеяться, что последуют дальнейшие шаги по усовершенствованию альтернативного правосудия – ведь это, в первую очередь, разгрузит компетентные (государственные) суды.
- Нові мита Трампа: що чекає на Україну та Ізраїль у новій торговій реальності Олег Вишняков вчора о 18:27
- Корупція у Президента чи безвідповідальність вартістю 2 млрд грн? Артур Парушевскі вчора о 14:23
- Регулювання RWA-токенів у 2025 році: як успішно запустити проєкт Іван Невзоров вчора о 13:50
- Непотрібний президент Валерій Карпунцов вчора о 13:38
- Стягнення додаткових витрат на навчання дитини за кордоном: на що необхідно звернути увагу Арсен Маринушкін вчора о 13:21
- Оформлення права власності на частку у спільному майні колишнього подружжя Альона Прасол вчора о 10:29
- В Україні з’явився "привид" стагфляції, що пішло не так? Любов Шпак вчора о 10:27
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський 02.04.2025 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін 02.04.2025 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель 02.04.2025 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко 02.04.2025 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль 01.04.2025 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський 01.04.2025 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
-
"Супутник Притули" змінив правила гри: як Україна вплинула на фінський космічний бізнес
24028
-
Сотні контрактів. Про що говорить масова закупівля Європою сучасних танків та БМП
17708
-
Ексголова Харківської ОДА Кучер очолив наглядову раду держкомпанії "Ліси України"
Бізнес 17444
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 14066
-
Податкова почала отримувати дані про людей, які систематично продають товари через інтернет
Фінанси 12718