FAQ: что происходит с украинским экспортом?
Что общего между войной в Сирии и китайским коронавирусом, нашествием саранчи в Восточной Африке и засухой в Австралии?
Что общего между войной в Сирии и китайским коронавирусом, нашествием саранчи в Восточной Африке и засухой в Австралии? Ответ неожиданно прост: эти факторы будут влиять на экспорт товаров из Украины. Мир становится все более глобальным. Казалось бы незначительные изменения на другом конце земного шара могут повлечь за собой «эффект бабочки» - то есть привести к большим и непредсказуемым последствиям где-то за океаном. От экспортных рынков сегодня зависит судьба Украины – ее будущее и настоящее.
Почему это важно? Экономика Украины ориентирована на экспорт. Мы зависим от внешних колебаний, подъемов и кризисов. В 2008-2009 году волна с мировых рынков накрыла металлургию, отбросив страну назад. От экспорта зависят рабочие места, будущее целых отраслей, курс валют и политическая ситуация. Ведь состояние кошельков граждан очень часто определяет исход выборов.
Что происходило в прошлом году? 2019 год не стал переломным, он лишь подтвердил тенденции последних годов. Экспорт вырос на 5,8%, импорт – еще больше – на 6,3%. Это и не много, и не мало. Важно понимать другое: показатели экспорта не смогли достичь довоенного периода и примерно соответствуют посткризисному 2010 году. Рывка не произошло и он уже вряд ли наступит. Кроме того, Украина продала товаров на меньшую сумму, чем купила. В результате негативное сальдо установилось на уровне -$10,7 млрд. Основные рынки сбыта: ЕС (+3%), регион MENA (+14%), ЕАЭС (-3%), Китай (+63%), Турция (+11%). Это неплохо, однако, как всегда есть нюанс.
За счет чего рост экспорта? В Украине остался единственный экспортный «локомотив» - это аграрно-промышленный комплекс. 44% всего экспорта приходится на эту отрасль. В денежном выражении экспорт продукции АПК принес $22 млрд. - это рекорд. Вторая по величине отрасль – металлургия – ухудшила свой результат. На экспорт продукции этой отрасли приходится 20,5% от общей доли экспорта – это $10 млрд.. В 2018 году ее доля была значительно больше – 24,6%. Всего же экспорт продукции металлургии упал на 12%.
Что конкретно мы экспортируем? В основном сырье и полуфабрикаты – кукурузу, подсолнечное масло, пшеницу, рапс, сою, жмых, слябы, железорудный концентрат. Из топ-10 товаров, который идут на экспорт, относительно высокий уровень добавочной стоимости имеют лишь кабеля. Украина экспортирует сырье, а завозит продукцию машиностроения и химической отрасли, топливо. Мы зависим от продуктов с высоким уровнем добавленной стоимости и пока что не можем заместить их собственным производством. Если мы будем продолжать использовать такую модель, то мы никогда не станем богатыми.
Разве рост агроэкспорта это плохо? Нет, в нынешних условиях это хороший вариант. Население планеты растет, а вместе с ним и потребность в продовольствии. Так будет продолжаться до нового витка технологий, во время которого традиционное сельское хозяйство будет заменено. По прогнозам это не произойдет в ближайшем будущем, если произойдет вообще. Но, все же аграрным странам следует задумать над тем, что ученые по всему миру работают над созданием и удешевлением производства искусственного мяса. Государство должно стимулировать переработку и смежные отрасли. Например, сельскохозяйственное машиностроение, агро-IT, производство средств защиты растений, удобрений и т.п. Зацикливаться на экспорте сырья очень опасно.
Какие риски существуют для экспорта в ближайшее время? Украина глубоко интегрирована в мировой рынок. Любой глобальный кризис коснется и нас. Более того, мы пострадаем от него более сильно, чем остальные, так как ориентированы на экспорт сырья. А именно такие страны получают наибольшие потери. Кроме того, у нас сложилась система слабодифференцированного экспорта, которая зависит от внешних факторов. По сути, мы как крестьяне ХIX столетия очень зависимы от погодных условий. Поэтому при нынешней модели экономики у нас могут быть ярко выраженные спады и подъемы. Украина имеет высокие возможности для интенсификации производства зерна. Но это не означает, что мы вместе с этим не зависим от, скажем, изменений климата.
Какие основные факторы повлияют на украинский экспорт в 2020 году? Основные рынки сбыта нашей продукции это ЕС, страны арабского мира, Евразийский экономический союз, Китай, Турция, Индия, страны АСЕАН, ГУАМ. Поэтому на географию и объемы экспорта будет влиять ситуация вокруг:
- экономических последствий распространения вируса 2019-nCoV. Пока что непонятно как будет далее распространяться вирус и насколько серьезным будет экономический спад. Однако уже сегодня понятно, что могут серьезно пострадать экономики Китая, Италии, Германии. Это ключевые партнеры Украины.
- конфликта на Ближнем Востоке и возможного расширение его географии на страны MENA. В 2011 году Украина экспортировала в Сирию товаров на $900 млн. В 2019 – на $4 млн. Причина – война. Экономики Сирии просто не существует, некому покупать. Если конфликт расширится на другие страны, то Украина будет нести убытки в геоэкономической зоне, которую она окучивала последние годы.
- экономического конфликта Россия-Беларусь. Мы зависим от российской нефти и белорусского топлива. Если не брать политику, то конфликт между Минском и Москвой именно в этой плоскости. Понятно, что географию импорта поставок можно изменить, но это скажется на цене. В результате вырастут затраты аграриев.
- конфликта Россия–Турция и умения Украины договориться об экономических преференциях для Киева. Эрдоган и Путин не первый раз сходятся в конфликте. Но в этот раз он может оказаться более чем серьезным. Россия и Украина – это вечные конкуренты на рынке Турции. Очень бы хотелось, чтобы в этот раз Киев сумел получить свою выгоду.
Ну и, конечно, это внутренние факторы: успешное проведение земельной реформы, а также прозрачный и стабильный валютный рынок.
- Післяплата через Нову пошту та NovaPay: чи потрібен фіскальний чек? Арсен Маринушкін 00:43
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді Павло Васильєв вчора о 21:39
- Очікування vs реальність: правда про старт кар’єри в IT Сергій Немчинський вчора о 10:36
- З чого починати описувати бізнес-процеси? Жанна Кудрицька 24.04.2025 23:46
- Неустойка за неповернення майна з оренди: між штрафом та пенею Дмитро Шаповал 24.04.2025 13:56
- Стягнення шкоди з закладу освіти та батьків внаслідок пошкодження ока дитині Артур Кір’яков 24.04.2025 13:11
- СЗЧ – вихід з ситуації є Сергій Пєтков 24.04.2025 10:18
- Декілька ФОП: оптимізація податків чи дроблення бізнесу? Сергій Пагер 24.04.2025 09:07
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі Галина Скіпальська 23.04.2025 17:02
- ПРРО як шлях до детенізації бізнесу та збільшення надхожень у бюджет Андрій Сухов 23.04.2025 11:59
- Cпеціальні військові операції – міжнародна політика кремля Сергій Пєтков 23.04.2025 10:18
- 100 днів, які не повернули мир в Україну Дмитро Пульмановський 23.04.2025 10:15
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею Юрій Бабенко 22.04.2025 15:32
- Як енергетичні компанії оптимізують КІК: досвід ЄС та українські реалії Ростислав Никітенко 22.04.2025 11:46
- 4 помилки, які заважають власнику бізнесу побудувати сильну компанію Олександр Висоцький 22.04.2025 10:27
- Стажування і підвищення кваліфікації: сенси та підходи 139
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям 103
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? 95
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 93
- 100 днів, які не повернули мир в Україну 85
-
Виробництво шоколаду та ковбас під загрозою через блокування імпорту ароматизаторів
Бізнес 16502
-
У Вашингтоні вже розуміють, що не зможуть лише самотужки домогтися миру
Думка 11849
-
Трамп поспішає, бо і допомагає Кремлю, і штовхає його в економічну прірву одночасно
Думка 11135
-
А що ж Україна — де її винагорода за жертви і героїчний спротив
Думка 9404
-
Гормональні підказки після 30: коли втома, дратівливість і зайва вага — це не випадковість
Життя 7606