Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
21.12.2016 11:22
Прощание с углем. 2017-й год – точка невозврата?
За последние несколько лет в Украине существенно сократилось государственное финансирование угольной отрасли. Что будет в 2017-м?
За последние несколько лет в Украине существенно сократилось государственное финансирование угольной отрасли. В частности, угледобывающие госпредприятия, которые находятся на подконтрольной территории получили из госбюджета в 2014 г. 4,1 млрд грн за частичное покрытие расходов из себестоимости готовой товарной продукции (а убытки, к слову, составили почти 5 млрд грн). В 2015 г. дотация составила 1,2 млрд (убытки – 4,4 млрд). В бюджете 2016 г. предусмотрены только расходы на выплату заработной платы в размере 500 млн. гривен. Уменьшение финансирования чиновники объясняли утратой части шахт, которые остались «по ту сторону» территории АТО и необходимостью смещения приоритетов госфинансирования на оборону и безопасность.
Проект бюджета на 2017-й г. предусматривает выделение 1,8 млрд гривен на угольную отрасль. Возможно, некоторые цифры в результате сегодняшнего принятия бюджета, как окажется, будут изменены, однако в целом, по предварительным данным, финансирование будет осуществляться по двум программам: «Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности» и «Господдержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов из себестоимости готовой товарной продукции».
Согласно первой программе, средства в размере 847 млн грн. будут израсходованы для подготовки угледобывающих предприятий к ликвидации (9 объектов), прекращение деятельности убыточных шахт (22 проекта), а также на содержание в безопасном состоянии 2-х водоотливных комплексов.
Вторая упомянутая бюджетная программа, как предлагали в правительстве накануне принятия бюджета, будет финансироваться в сумме 1 млрд. гривен. Ее основная направленность – для обеспечения социальных нужд отрасли, предотвращение социальной напряжённости в шахтерской среде.
Безусловно, отрасль нуждается в большем финансировании, чем предусмотрено бюджетом. Для того, чтобы не покупать уголь за рубежом сомнительного качества и такого же происхождения, нужно добывать больше собственных углеводородов. Даже если постепенно отказываться от собственного угля и покупать его за рубежом, все равно рано или поздно нужно будет решать вопрос об трудоустройстве шахтеров, строительстве других предприятий.
На сегодняшний день Украина не может отказаться от угля, поскольку большая часть отечественных ТЕЦ работает на антрацитовом угле, который добывается преимущественно на неподконтрольной Украине территориях Донбасса. Чтобы провести модернизацию и переориентировать ТЕЦ на другие виды топлива или марки угля, нужны дополнительные деньги. Их бюджет не предусматривает.
В определенной мере выходом из непростой ситуации может стать приватизация некоторых предприятий. Таким образом государство планирует избавится от тяжелого «груза». Именно в 2017-м г. намечается «распродажа» угольных шахт. Сейчас речь идет только об 7 объектах. Возможно их количество будет увеличиваться. Также в Кабмине определились, что в ближайшей год поддержку из бюджета получит 11 шахт.
Сколько стоит закрытие одной средней шахты в Украине? По оценкам Министерства энергетики и углепрома стоимость социально и экологически сбалансированного закрытия шахты будет составлять в среднем 70-80 млн. гривен. То есть из бюджета планируется израсходовать на закрытие (и подготовку к этому) 11 шахт около 700-800 млн гривен.
После оглашения «угольных цифр» проекта бюджета-2017 профильное Министерство представило своеобразную альтернативную модель развития отрасли. Ее смысл сводится к необходимости предоставить 12-15 госшахтам из 33 полноценное финансирование, а не приватизировать или ликвидировать их. Чиновники ожидают, что, ликвидировав системные проблемы в отрасли (нецелевое использование средств, значительные расходы на управленческий аппарат, непрозрачные тендерные закупки, реализация угля через посредников и др.), отрасль может получить дополнительно свыше 1 млрд грн. И эти средства направить на модернизацию угольных предприятий и запуск новых лав. Однако сейчас такая модель не утверждена правительством и вряд ли она найдет свое отображение. Пока это лишь намерения.
Проект бюджета-2017 не предусматривает погашение задолженностей угледобывающих предприятий за электроэнергию. На 1 сентября 2016 г. она составляет 10,9 млрд. грн. Также не планируется решать вопрос об налоговой задолженности государственных шахт. В том числе реструктуризированные обязательства предприятий угольной отрасли к первому дню осени этого года составили 3 млрд. гривен.
В проекте бюджета нет упоминаний об государственных капиталовложениях в повышении наращивания добычи угля, путем совершенствования технологий геологоразведки месторождений угля. Также не предусмотрены средства на техническое переоснащение, ведение в эксплуатацию новых производственных мощностей, концентрацию добычи на уже действующих участках, повышение уровня подземной безопасности роботы. В этом и прошлом годы эти направления также не финансировались.
По факту мы имеем отрасль, совсем не избалованную финансами, как это было во времена «предшественников». Ни о какой комплексной господдержке угольных предприятий речь не идет. Нужно действительно принять окончательное решение, что делать с отраслью. Да, сегодня нам уголь еще нужен, потому нужно вкладывать в модернизацию шахт. Также нужно закрывать вопросы по долгам по зарплатам и за электроэнергию. Решения этих вопросов в бюджете не заложено. Украине необходимо разработать и принять новую Энергетическую стратегию, которая бы учитывала геополитические условия, интересы всех представителей энергосектора страны с четко определенными целями и заданиями. И на основе целей и комплексного видения «верстать» бюджет. Не только на будущий год, но и на последующие.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 14:30
- Чому підприємці бояться виходити на новий рівень і як подолати цей бар’єр? Олександр Висоцький 14:12
- "Ситник проти України" – чи може справедливість бути упередженою? Дмитро Зенкін 12:57
- Нові правила подачі заявок на торговельні марки Сергій Барбашин 11:45
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков вчора о 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар вчора о 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук вчора о 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко вчора о 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак вчора о 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський вчора о 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній 04.05.2025 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
- Кібербезпека в руках людей: чому найслабша ланка – не код, а співробітник? Михайло Зборовський 02.05.2025 14:56
- "Дачна революція": Верховний Суд дозволив реєстрацію місця проживання у дачному будинку Арсен Маринушкін 02.05.2025 13:48
Топ за тиждень
Популярне
-
Зміна пріоритетів: молоде покоління радше зменшить заощадження, ніж відмовиться від хобі
Життя 9533
-
Заборонений в Україні. Хто такий Сіміон і чим його перемога у Румунії загрожує Києву
8377
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 7415
-
"Ми скорочуємо більше ніж удвічі наше виробництво", – фіндиректор Ferrexpo
Бізнес 6445
-
Що головне і що парадоксальне в угоді з США про корисні копалини
Думка 4643
Контакти
E-mail: [email protected]