home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.

О способе выполнения Минских соглашений.

    Больше двух лет назад мною была написана статья «Политическое джиу-джитсу», в которой я говорил о применении принципов самого эффективного из единоборств в решении проблемы донбасского конфликта (подробнее – здесь: http://blog.liga.net/user/eosychnyuk/article/14317.aspx ). Похоже, эта тема не устарела – наши политики, как и раньше, не видят очевидных преимуществ использования силы агрессора для победы над ним же.

Как мы все знаем, сейчас идет усиленное «перетягивание каната» на тему выполнения Минских соглашений – каждая из сторон настаивает на своем варианте их реализации, и пока не просматривается выход из этого политического клинча. Ключевые вопросы – проведение выборов, амнистия боевиков, особый статус Донбасса на постоянной основе. Мы все прекрасно понимаем, что даже при выполнении с нашей стороны всех требований Москвы никто не гарантирует, что Москва выполнит наши требования – разоружение боевиков, вывод войск и вооружений с нашей территории, возвращение контроля над границей. Но дальнейшее затягивание этого процесса с нашей стороны имеет явные внешнеполитические риски – появляется повод для ослабления давления ЕС на Россию, вплоть до снятия санкций. При этом нужно правильно понимать позицию наших европейских партнеров – что бы на эту тему ни говорили, но на самом деле у лидеров ЕС нет ни малейших иллюзий относительно роли РФ в конфликте. Но и Меркель, и Олланд вынуждены действовать в рамках коридора возможностей, обусловленного общественным мнением в своих странах. А что они смогут сказать своим избирателям, обосновывая продление санкций против одного из крупнейших торговых партнеров ЕС, кроме общих слов о европейских ценностях и цивилизационном выборе Украины?

Они должны будут сказать примерно следующее. Да, Украина подвергается агрессии со стороны РФ, и мы ввели санкции для сдерживания агрессора. Мы сделали все, чтобы усадить Украину и РФ за стол переговоров. Мы подписали Минские соглашения, одобренные, в том числе, Совбезом ООН. Да, Россия их не выполняет – но и Украина их выполняет не в полном объеме. Мы понимаем, что невозможно проводить выборы на территориях, где нет вообще никакой власти, что бессмысленно проводить амнистию до тех пор, пока не прекратилось вооруженное противостояние, что не могут по требованию террористов вноситься изменения в Конституцию государства. Мы этого всего и не требуем от Украины. Но мы не можем вам, нашим избирателям, доходчиво объяснить - почему нельзя уже сейчас принять законы, которые обеспечивают выполнение Минских соглашений?

Итак, все упирается в принятие законов, которые должны (по букве Минских соглашений) обеспечить реализацию мирного плана по реинтеграции ОРДЛО в Украину, а фактически (по мнению многих политикив, и большинства населения) приведут к легализации в составе государства бандитского анклава, несущего угрозу самому существованию Украины. Что же делать? Принимать такие законы вроде бы нельзя – опасно с внутриполитической точки зрения, затягивать их принятие – рисковано с точки зрения внешней политики.

Но есть эффективный способ – поддаться, чтобы победить. У нас требуют, чтобы мы приняли законы о выборах, амнистии и постоянном статусе ОРДЛО, с закреплением его в Конституции? Давайте примем, и пусть эти законы будут примерно такие.

1. По выборам

Назначаем дату выборов – допустим, 12 декабря этого года. В выборах вправе принимать участие граждане Украины, имеющие регистрацию постоянного места жительства на территории ОРДЛО. Избирательные участки могут быть открыты только на территории, подконтрольной украинской власти, при этом решение ЦВК по открытию каждого конкретного участка принимается за месяц до проведения выборов. Для тех, кто проживает на неподконтрольной территории, организуются избирательные участки в населенных пунктах, максимально приближенных к зоне АТО. При этом голосование на этих участках может быть не в один день, а в интервале, допустим, 10 или 14 дней. Для желающих проголосовать можно даже предусмотреть выплату компенсации (за проезд и проживание в течение суток), предложив оплатить это нашим добрым европартнерам – это же их идея с выборами, и пусть попробуют не дать на это денег. Переселенцам предоставляется возможность проголосовать по месту их временного проживания. Такая модель выборов позволит продемонстрирвать всему миру стремление Украины выполнить Минские соглашения, предоставив возможность жителям ОРДЛО избрать свою законную власть. С другой стороны, пропутинские боевики будут поставлены в безвыходное положение, когда любая попытка воспрепятствовать реализации подобного сценария проведения выборов сыграет против них. Ведь что они могут сделать? Они смогут только максимально затруднить, или вовсе заблокировать на время выборов выезд из ОРДЛО – а это нам как раз в плюс, а не в минус. Во-первых, таким образом боевики и Путин в очередной раз дискредитируют себя, как саботажники Минских соглашений. Во-вторых, нужно понимать, что Украине как раз объективно выгодно, чтобы в выборах участвовало минимальное число жителей ОРДЛО – эти люди наиболее подвержены влиянию «русского мира», что негативно повлияет на общий политический итог голосования. В-третьих, после завершения выборов нам гарантировано единодушное признание их результатов со стороны США и Европы – как бы Путин и Ко не исходили желчью, но упрекнуть нас будет не в чем.

Как ни покажется это странным, но в стратегическом плане Путин будет заинтересован в максимальном участии жителей ОРДЛО в голосовании – ведь абсолютное большинство пророссийски настроенных украинцев проживает именно там. А это может кардинально ускорить деоккупацию захваченной части Донбасса – не исключено, что нам могут отдать эти территории еще до выборов. И самое главное: завершение выборной кампании выбьет у Путина главный козырь – демагогию на тему «договаривайтесь с Донецком и Луганском». Да, мы будем договориваться – с теми, кого изберут жители оккупированных территорий на честных выборах, а не с вожаками бандформирований, которых никто и никуда не избирал.

Что мы получим в результате? Первое: формально мы выполним требования о проведении местных выборов на оккупированных территориях,а и все попытки боевиков помешать участию жителей ОРДЛО в этих выборах нам объективно выгодны. Второе: в выборах примут участие в основном переселенцы, или проукраински настроенные жители ОРДЛО, поскольку «ватники» их будут бойкотировать – и по результатам выборов мы получим 90% проукраинских депутатов. Третье: по итогам выборов мы получим тех самых «представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей», с которыми мы должны о чем-то договариваться в рамках Минских соглашений, и я думаю, что мы договоримся с ними обо всем за 24 часа. И главное: после этого Путин и Ко будут поставлены в тупиковую ситуацию – если с «представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей» у Украины нет никаких политических разногласий, то как же быть с Плотницким и Захарченко? Ну, у них там в Кремле головы большие – пусть они потом об этом и думают.

2. По амнистии

Да, можно принять закон об амнистии – почему бы и нет? Только нужно прописать в нем обязательство явиться с повинной в определенный срок – например, в течение месяца с момена вступления закона в силу. Помимо формального выполнения соответствующего пункта Минских соглашений, это может стать мощным деморализующим фактором для боевиков – появится повод для тяжелых раздумий, что с этим теперь делать. С одной стороны – вроде нет никакого обмана, закон ведь принят, и в нем все гарантии прописаны. С другой стороны – ясно как день, что еще раз принимать не станут, не будет второй части Марлезонского балета, и счетчик щелкает, приближая дату окончательного невозврата. С третьей стороны – если не сдаться добровольно, то куда потом бежать? Можно только догадываться, как это повлияет на боеспособность «народных милиций» ДЛНР.

Теперь – по субъектам амнистии. Безусловно, амнистии не должны подлежать террористы и серийные убийцы, наподобие Плотницкого или Мотороллы. Тех коллаборантов, кто не принимал участия в боевых действиях, и не был активным пособником сепраратистов, нужно амнистировать всех и безоговорочно – и пусть живут с этим, как умеют. Сложнее всего с теми, кто взял в руки оружие, но кому нельзя предъявить конкретное обвинение в тяжком преступлении – их десятки тысяч, и с точки зрения Уголовного кодекса они преступники, но на всех них ни следователей, ни тюрем не хватит. С такими, а также с «народными милиционерами», «прокурорами», «судьями» и прочими реальными пособниками террористов можно поступить очень просто – амнистия в обмен на добровольный отказ от гражданства Украины. Пусть живут на нашей территории, но без права избирать и быть избранными, без права работы в органах власти, без возможности получить какую-либо статусную работу. Кто не согласен – уголовная ответственность на общих основаниях: без лишения свободы, но с привлечением к общественным работам на пару-тройку лет. Пусть хотя бы частично отработают то, что натворили.

Что мы получим в результате? Первое: формально мы выполним Минские соглашеня в этой части. Второе: мы установим предельный срок для явки с повинной – и никто не упрекнет нас в этом, поскольку амнистия не является индульгенцией для продолжения преступной деятельности. Кто не успел – тот опоздал. Третье: мы решим проблему лишения коллаборантов гражданства, не нарушая своих международных обязательств в части прав человека – это будет их личный выбор: или ты становишься навсегда «лишенцом», или на три года каторжанином. Так сказать, искупаешь вину общественно-полезным трудом на стройках народного хозяйства. Думаю, большинству украинцев такое решение проблемы должно понравиться.

3. По особому статусу ОРДЛО

А в чем вообще трудность? Проблема децентрализации давно назрела – так давайте будем за нее голосовать отдельно, без упоминания особого статуса оккупированных районов. Ведь изменения в Конституцию относительно статуса ОРДЛО могут быть легитимными только в том случае, если за них проголосуют депутаты от этих территорий. Мы ведь не хотим обвинений в том, что в голосовании за особый статус ОРДЛО не участвовали представители этих районов, не так ли? Поэтому вначале нужно провести выборы народных депутатов Украины от этих территорий, и только после этого – голосование за их особый статус. Кстати, такие выборы можно провести синхронно с местными выборами, предусмотренными Минскими соглашениями.

Что мы получим в результате? Первое: формально мы выполним Минские соглашеня в части децентрализации. Второе: если народные депутаты от ОРДЛО проголосуют в Раде против «особого статуса» ОРДЛО (а я думаю, что именно такие депутаты и будут избраны), то Путину и Ко останется только развести руками. Третье: никакого «особого статуса на постоянной основе» у этих территорий в итоге не будет – поскольку сами «представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей» этого не пожелали. Что и требовалось доказать.

Таким образом, формально мы выполним все свои обязательства по Минским соглашениям – упрекнуть нас будет не в чем. И интересами Украины при этом ни в чем не поступимся.

А применяемый для этого способ – как в джиу-джитсу: использование политического давления Кремля на нас, но в ущерб его же интересам.  

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи