Три причины, по которым громады не хотят объединяться
В Украине 177 объединённых территориальных громад, которые консолидируют 850 местных рад. В общем, это все что нужно знать о децентрализации в нынешнем виде.
В Украине 177 объединённых территориальных громад, которые консолидируют 850 местных рад. В общем, это все что нужно знать о децентрализации в нынешнем виде.
У нас порядка 12 тысяч рад разных уровней, которые объединяют более 26 тысяч сельских населенных пунктов, 830 поселков и 437 городов. Теперь давайте подсчитаем, через сколько лет с такими темпами они все объединятся?
Так называемая реформа не дает возможности осуществлять местное самоуправление непосредственно территориальным громадам, что предусмотрено ст. 140, 142, 143 Конституции Украины. Недостаточный уровень участия граждан нашей страны в принятии управленческих решений требует разработки мероприятий по повышению роли территориальной громады в системе местного самоуправления.
Как результат реформ, децентрализация замерла, так и не начавшись. Давно исследуя эту тему, я выделил три причины этого явления.
Проблема заключается в недостаточном информировании общественности о сути и ходе реформы. Все говорят о финансовой децентрализации, т.е. передаче части налогов громадам. Согласитесь, новые громады получают достаточное право распоряжаться рядом налоговых поступлений: 60% от налога на доходы физических лиц, 25% экологического сбора, 5% акцизного сбора, 100% единого налога, 100% налога на прибыль предприятий, 100% налога на имущество (недвижимость, землю, транспорт).
Но они не понимают, как будет развиваться инфраструктура, медицина, образование – для них это загадка. Государство не занимается реальной децентрализацией. В нынешнем виде это фикция, «потемкинские деревни» для Евросоюза. Возможность показать, что мы, как и обещали, проводим децентрализацию. Это же было одним из условий соглашения об ассоциации с ЕС, и в частности, выделения грантовых денег.
2. Люди не понимают, что им даст децентрализация.
Объединяются сейчас не для достижения экономического эффекта, результата или улучшений условий жизни. Исходя из того, что я видел – это происходит по принципу «я тебя знаю, ты знаешь главу сельсовета, давай объединяться». Или еще один принцип: район — одна объединенная громада. Часто такой вариант инициируется районной властью, а также представителями бизнеса, склоняющими людей к нему. В этом случае не стоит говорить об улучшении доступности публичных услуг для сельского населения. Если район делится на несколько новосформированных объединенных территориальных громад, в них перемещаются центры предоставления различных услуг, которые ранее можно было получить только в районном центре, тогда улучшение доступности услуг для населения очевидно.
Села неохотно присоединяются к городам, опасаясь остаться на периферии без ресурсов, которые будут концентрироваться в административном центре объединенных территориальных громад. И этому пример - Киевская область, где есть две ОТГ. По факту, они не знают как разработать проекты развития их инфраструктуры, на которые государство выделяет целевую субвенцию. И как результат, от Киевской области не представлено ни одного проекта. Размер субвенции для области - 6,1 млн гривен.
Рецептуру должно предложить государство. Сейчас оно не заинтересовано в ускорении этого процесса.
У поляков создание базового уровня самоуправления происходило в течение двух лет. При этом следует учесть, что они провели колоссальную разъяснительную работу среди населения. Второй уровень, в нашем понимании районных и областных громад, занял целых девять лет. Но они обучили менеджеров, показали, как сделать громаду прибыльной, а потом предлагали объединяться. Более чем уверен, что у нас есть инициативные люди, и если мы их найдем и покажем, что нужно делать, то ситуация сдвинется с мертвой точки.
Очень важно, кроме введения должности старосты, гарантировать закрепление доли средств, в частности и субвенции из госбюджета, именно за местными сельскими громадами в городской и поселковой объединенной громаде. Также необходимо закрепить за ними материальные ресурсы и хозяйственную территорию. Только тогда можно утверждать, что каждой самой маленькой громаде гарантируется право на самоуправление, а не происходит централизация управления и ресурсов в административных центрах новосформированных объединенных территориальных громад.
3. Люди боятся нового и неизведанного.
Объединились и что дальше? Никто не понимает. Условно говоря, вчера было эфемерное государство, которое ничего не делало, но все надеялись, что украинская мечта когда-то сбудется. Дороги не строились, помощь школам и садикам не оказывалась. Был плохой, неэффективный, но хозяин. А что теперь? Люди же боятся ответственности. Например, дороги областного или государственного значения подпадают под управление громады, которая не знает, что с ними делать, но это уже становится ее головной болью.
Власть обязана проводить разъяснительную работу с населением. Децентрализация – это процесс передачи власти, полномочий, функций, обязанностей и финансовых ресурсов от центрального органа власти на места. Децентрализация – это комфортное проживание в громадах. Но проводить ее нужно разумно.
И главное, в процессе децентрализации нужно решить три основные задачи:
1. Освободить народ от провинциальной ментальности маленького человека - член территориальной громады должен стать Хозяином на ее территории.
2. Сформировать территориальные громады, что означает изменение сознания людей до уровня Гражданина и объединение их в территориальные общины.
3. На законодательном уровне изменить существующую модель управления, в которой сейчас территориальная громада выполняет роль декорации, а ее функции возложены на депутатов от партий.
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 25351
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21322
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 12999
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9616
-
В Україні збанкротував ще один страховик
Бізнес 8454