Мифы декриминализации
Одной из самых обсуждаемых законодательных инициатив в последнее время является декриминализация экономических преступлений.
Одной из самых обсуждаемых законодательных инициатив в последнее время является декриминализация экономических преступлений. Тема административного давления на бизнес настолько болезненна для нашей страны, что декриминализация, еще до своего принятия, уже успела обрасти мифами. Информационное пространство наполнено блаженно-оптимистическими сообщениями от СМИ, юристов и просто что-либо слышавших о теме. Декриминализация преподносится как послабление давления на бизнес. И это, на мой взгляд, - самый главный миф.
Во-первых, статьи Уголовного кодекса сами по себе не представляют особой опасности для бизнеса. Я не буду пытаться оперировать статистикой, скажу только, что на моей практике совершенно ничтожная часть дел по преступлениям в сфере хозяйственной деятельности доходила до суда, и не более десяти процентов дошедших - заканчивались обвинительным приговором. Основной проблемой для бизнеса являются злоупотребления со стороны правоохранительных органов на стадии следственных или оперативных действий. Возможность залога как меры пресечения для т.н. называемых экономических преступлений – это, безусловно, позитивное изменение, но залога еще нужно суметь добиться. А вот такие вопросы, как основания для проведения обыска, выемки документов, возможность обжалования действий следователя, методика работы с «фактовыми» делами – все это осталось за пределами внимания законодателя. А ведь именно из-за таких действий Украинская экономика ежегодно теряет множество работающих предприятий, которые фактически уничтожаются. Проблема здесь кроется совершенно не в Уголовном кодексе, а в процедурных положениях проведения следственных и оперативных действий.
Во-вторых, мечты о том, что с декриминализацией канет в Лету возможность привлечь к уголовной ответственности бизнесмена за его деятельность, разбиваются о суровую действительность. Даже если соответствующие статьи (как только в ВР договорятся об их точном перечне) пойдут вслед за мужеложством и самогоноварением, останутся общие, хорошо знакомые многим украинским предпринимателям. Например, мошенничество (190) и подделка документов (358) продолжат оставаться локомотивом большинства дел против бизнесменов, особенно тех, кто имел несчастье быть контрагентом или даже контрагентом контрагента «налоговой ямы».
В-третьих, попытки кивать на Запад в этом вопросе тоже оказываются несостоятельными. Налоговые системы развитых стран достаточно жестки по отношению к налогоплательщику. Действительно, «у них» проще учет налоговых обязательств, и «там» есть механизм различия ошибки бухгалтера и осознанной схемы уклонения от налоговых обязательств. Но на том же Западе за преступления, финансовый ущерб государства от которых выливается в значительные цифры, преступник может получить такой же значительный срок. В США, с ее системой сложения сроков от Фемиды, можно получить больше, чем человеку отмеряно природой: 100-летние срок там не редкость. А замена лишения свободы штрафом больше похоже на безнаказанность, причем выборочную. В глаза бросается введение административной ответственности за нарушения в сфере приватизации. Здесь наблюдается нормативное закрепление старой жизненной мудрости: за кражу буханки хлеба можно попасть в тюрьму, поэтому красть нужно сразу хлебозавод. Идентичное по умыслу и более серьезное по последствиям деяние предусматривает возможность откупиться. При этом если у преступника не хватает средств возместить нанесенный ущерб, он, вероятно, так и останется на свободе. Нищий, но исправившийся, со своими, внезапно разбогатевшими, близкими.
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль вчора о 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський вчора о 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко 30.03.2025 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука 30.03.2025 14:16
-
"Бояться їхати сюди". Українській компанії не вдалося перевезти з Польщі закриту фабрику
Бізнес 92954
-
У рейтингу мільярдерів Forbes з'явилось поповнення від України
Бізнес 13973
-
Колишній власник Галі Балуваної пояснив вихід з бізнесу: Було некомфортно
Бізнес 13134
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 6689
-
Порошенко показав декларацію за 2024 рік: заробив понад 4 млрд грн
Бізнес 6680