Рынок МФО: реалии, прогнозы, перспективы
Карантин, вызванный пандемией коронавируса, негативно повлиял на работу МФО, а также на финансовую систему Украины в целом.
Особенность этого кризиса в том, что он уникален, нет готовых моделей или решений, не с кого брать пример. Весь мир одновременно оказался перед лицом одной проблемы и многие страны ввели жесткие ограничения для своих граждан. Нет компаний или экспертов, которые успешно решили эту задачу. Именно поэтому каждая микрофинансовая компания сейчас ищет свои пути сохранения бизнеса.
С одной стороны, и население, и бизнес в Украине уже привычны к масштабным кризисам, и морально лучше подготовлены, нежели жители экономически стабильных стран. Однако при этом все мы понимаем, что ни заемщики, ни сотрудники компаний МФО, ни бизнесмены не защищены в нынешних условиях.
Итак, главные проблемы, с которыми сегодня столкнулись компании по предоставлению быстрых кредитов населению, – это снижение способности погашать кредиты даже у ответственных заемщиков, как следствие, – рост портфеля проблемной задолженности (до уровня 35-38%). Наблюдается также и снижение объемов выдачи кредитов, что плохо как для компаний, так и для их клиентов. В условиях, когда кредитование наиболее востребовано, одновременно возрастают и риски компаний. Поэтому практически весь рынок существенно ужесточил условия скоринга и/или уменьшил средний чек выдачи кредита. При этом, сегмент offline пострадал наиболее. Удар по отрасли нанесло Постановление Кабмина №215 от 16 марта 2020 г., которое фактически заблокировало работу этого сегмента рынка финуслуг.
Каждая компания сегодня самостоятельно решает какой из методов оптимизации расходов выбрать. Зачастую прибегают к урезанию маркетинг-бюджетов, зарплат и премий работников, а также руководителей, сокращению часов работы. Есть и более радикальные подходы: отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, закрытие малодоходных отделений, сокращение штата. Главный вопрос при этом: хватит ли свободных собственных средств у владельцев компаний для покрытия растущего дефицита? Инвесторам, которые развивают несколько бизнесов, приходится принимать самое сложное решение: «Кого спасать?».
В то же время крупные и технологичные игроки стараются удержать штат, обновляют бизнес-процессы, пересматривают планы и действующую бизнес-модель, выстраивают более гибкую политику коммуникации с клиентами, предлагают индивидуальные условия реструктуризации или пролонгации кредитов. При этом, многие компании нашли возможность выделять средства на благотворительность для поставки оборудования и расходных материалов медицинским учреждениям в период эпидемии.
МФО, которые хотят удержаться на рынке, стараются выстроить лояльные отношения с клиентом. Отказ от неприемлемых методов взаимодействия с заемщиками, поддержание этикета обращения, а значит и снижение репутационных рисков – приоритет для таких компаний.
На то, как отрасль микрокредитования пройдет этот сложный период, повлияет также отношение регулятора. Ответ на вопрос: «Слышит ли регулятор (мы подразумеваем НБУ) просьбы и предложения рынка?» – положительный. Регулятор находится в активном диалоге с участниками рынка и быстро реагирует в случае необходимости. НБУ оказал поддержку Ассоциации, в момент адаптации новых ограничительный мер правительства для финансового рынка в условиях карантина.
Также, мы видим, что сегодня НБУ рассматривает рынок МФО как неотъемлемую часть финансовой экосистемы страны. Ежедневно сотрудничая с НБУ, Мировым Банком, USAID, донося им свою позицию, объединенный рынок МФО в лице Ассоциации ВАФК надеется выработать наиболее благоприятную стратегию перехода рынка под надзор НБУ в столь сложный период.
По оценкам CEO компаний лидеров рынка при снятии карантина в мае, отрасли понадобится от 3-х до 4-х месяцев для стабилизации и выхода «в ноль». Говорить о доходности пока не приходится. Однако сейчас очень сложно спрогнозировать ситуацию в целом. В любом случае оценить эффективность принятых решений мы сможем только к концу года, когда станет ясно: кто выживет и воспользуется этим вызовом как новыми возможностями.
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков вчора о 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар вчора о 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук вчора о 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко вчора о 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак вчора о 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський вчора о 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній 04.05.2025 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
- Кібербезпека в руках людей: чому найслабша ланка – не код, а співробітник? Михайло Зборовський 02.05.2025 14:56
- "Дачна революція": Верховний Суд дозволив реєстрацію місця проживання у дачному будинку Арсен Маринушкін 02.05.2025 13:48
- Відповідальність батьків за тілесні ушкодження, завдані їхніми малолітніми дітьми Артур Кір’яков 02.05.2025 09:28
- Економіка агресора радує своїм падінням Володимир Горковенко 01.05.2025 20:07
- Пенсійна реформа 2025 року Андрій Павловський 01.05.2025 18:17
- Все про ПДВ: коротка інструкція від адвоката Сергій Пагер 01.05.2025 09:52
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 4007
-
Що головне і що парадоксальне в угоді з США про корисні копалини
Думка 3859
-
Віагра, тефлон і бактерії проти пластику: вісім випадковостей, які змінили світ
Життя 2557
-
Зумери й міленіали на межі: як розпізнати кризове вигорання і врятувати себе
Життя 2547
-
"Ми скорочуємо більше ніж удвічі наше виробництво", – фіндиректор Ferrexpo
Бізнес 2245