Украинский производитель и политика протекционизма
В новейшей истории Украина продолжает искать себя. В том числе и на экономической карте мира. У нас неплохие исходные данные. Но к 2020 году мы находимся в перманентном околодефолтном состоянии.
Мне легко принять, что Польша в прошлом году продолжала расти и по-прежнему опережает среднеевропейский темп роста. Реформы, проведенные более двух десятков лет, — это крепкий фундамент, на котором строиться польский экономический прогресс. Но когда десять лет подряд Руанда показывает в среднем 7,5 %... закрадывается мысль. «Мы что-то делаем не так».
Опыт развития моей компании и группы, в которую она входит. Основные идеи курса MBA в Открытом университете Великобритании. Весь теоретический и практический опыт говорят одно и то же. Нам нужна стратегия. Стратегия как способ согласовать действия. Стратегия как вектор или сумма векторов. Стратегия как вера в то, что у нас может получиться.
И в этой стратегии (как в процессе ее подготовки, так и реализации) я бы отвел отдельное место вопросу протекционизма. Мы пока еще к этому не привыкли, но, если ориентироваться на опыт развитых стран, государство со всеми его институтами, органами, ветвями власти — сервисная служба. Его задача быть гарантом, который обеспечивает функционирование, взаимодействие и развитие: социальной, экономической, политической и других важных аспектов нашей жизни.
Признаю, что переход на сервисную модель — это долгий и нелегкий путь. Но он мне представляется эффективным. И роль экономических субъектов (компаний) состоит в том, чтобы этой сервисности требовать. В том числе поддерживая (например, через активные бизнес-ассоциации) инициативы по упомянутому выше протекционизму. Данные меры не являются панацей и единственным действенным инструментом. В долгосрочной перспективе протекционизм может привести к «привыканию», монополизации рынка и снижению конкурентоспособности. Но в краткосрочном периоде это меры важные и своевременные для украинских предприятий, и должны привести к росту национального производства.
В 2019 году Институт Будущего опубликовал обширное исследование по данной теме. В нем разобраны плюсы и минусы такой политики, показана активность использования различных методов протекции со стороны развитых государств. Сейчас во время мировой экономической нестабильности именно тот момент. Момент сделать ставку на украинское производство. И здесь я понимаю протекционизм шире, чем в большинстве проанализированных работ и статей. Это не только защита внутреннего рынка. Это более четкое и местами агрессивное продвижение бренда украинского производителя и защита его коммерческой деятельности на мировой арене.
В бизнес-сообществе Board, где я являюсь ментором, вызвал дискуссию вопрос доступа товаров украинских производителей в каналы продаж. Мы рассматривали украинский (и канадский) опыт квот в музыкальной индустрии. В Канаде это дало положительные результаты. Наши цифры еще нужно изучать, но по ощущениям украинская музыкальная культура получила больше пространства для развития, а значит и больший рынок. Предполагаю высказывание читателей по поводу качества. Мой ответный аргумент — для того чтобы закон диалектики сработал, нужны рост количества и время. Можно еще вспомнить о моей любимой спортивной нише. В нашем футболе и баскетболе строгие правила, защищающие интересы украинских спортсменов. Были ли сетования со стороны грандов с большим бюджетом, что это делает их менее конкурентоспособными на международной арене? Да. Но сильная стратегия и талантливый менеджмент позволил ФК Шахтер выиграть один из престижных международных турниров. Вместе с успешными примерами в фокусе внимания должны быть и кейсы типа украинского автопрома. Сопротивляться рыночным законам в некоторых случаях оказывается бесполезным занятием.
Поэтому, безусловно, решение о введении «квот на полках» нужно принимать взвешенно. С глубоким анализом за и против. По сути, это влияние на коммерческие результаты экономических субъектов. Вряд ли Эпицентр или АТБ будет рад таким нововведениям. Равно как и самые патриотичные телеканалы и спортивные клубы по-разному воспринимали и воспринимают такие законодательные инициативы.
Второе направление протекционизма, необходимость в котором я сам испытываю как производственник — продвижение и защита интересов экспортеров. Есть мировые правила игры. Например, прямой обязанностью торгово-промышленной палаты является продвижение интересов местных компаний за рубежом. Возможно, мне не хватает коммуникации и новостей от палат, но я действительно не понимаю, в скольких миллиардах долларов дополнительного экспорта приняли участие всеукраинские и областные ТПП. Наше предприятие активно развивает экспорт. И с одной стороны, нам бы не помешало знать о успешных кейсах подобного продвижения. А с другой, понимать, что кроме помощи государство может обеспечивать и функцию репутационной поддержки и защиты интересов. К сожалению, украинские экспортеры сталкиваются с вопросами недобросовестной конкуренции или откровенно некорректных и неправовых действий со стороны местных компаний. Экспортный протекционизм с понятными инструментами и стратегией был бы как нельзя кстати. Мы слышим о периодических ситуациях поддержки для топ-марок известных во всем мире. Но есть большое количество крепких средних компаний, которым уверенность в отстаивании их интересов была бы точно не лишней.
Еще одно стратегическое направление протекционизма может быть проявлено через прицел на перспективные рынки. Долгое время мы слышали о взлетающих азиатских драконах. Они уже все в воздухе и посматривают на нас сверху вниз. Нужно искать новые Сингапуры. В Африке несколько стран уже более пяти лет подряд показывают индекс роста ВВП, намного опережающий среднемировой уровень. Коллаборация с растущими африканскими рынками может дать всплеск активности для украинских производителей, инженерных, строительных и инвестиционных компаний.
Шаги:
1) Признать политику протекционизм важной частью экономической стратегии Украины;
2) Выбрать не патерналистский (сверху-вниз), а партисипативный (с участием всех важнейших заинтересованных сторон) способ выработки стратегии;
3) «Смартировать» разработку стратегии и этапы ее реализации;
4) Разработать несколько стратегических сценариев;
5) Реализовать их, воспользовавшись подходящим моментом для квантового скачка украинской производственной сферы.
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
44500
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 20378
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
6938
-
Політичний покер. Як CША програють підготовку до війни з Китаєм, а Путін цим користується
5050
-
За лаштунками телефонної розмови – чого прагнуть Путін і Трамп
Думка 4878