«Укрсиббанк» vs АИС – судебный прецедент или системный кризис.
В традиционном понимании защиты активов банки традиционно редко выступает теми, кого нужно защищать, чаще теми, от кого нужно защищаться. Украинская практика традиционно идет своим путем.
Политические волнения последнихдвух месяцев несколько отодвинули на второй план ту критическую ситуацию,которая сложилась в государстве с защитой активов, прав собственности и правинвесторов. Майдан, в широком смысле этого слова, как политическое явление,несколько, и скорее всего – временно, снизил открытую активность.И теперь многие задаются вопросами о его причинах и проводят вполне уместныепараллели с вышеуказанной ситуацией. Делаются выводы, что предпосылки кризисане исчезли. Беспрецедентное давление на бизнес, разгул рейдерства и коррупции, ориентация правоприменительнойсистемы на удовлетворение частных заказов – все эти явления никуда не исчезли итолько усугубляются. Все они ставят под сомнение легитимность власти в глазахбизнеса и создают источники поддержки дестабилизационных процессов. Если в преддверии обещанного подписаниядоговора об Ассоциации с ЕС имели местохотя бы декларативные действия власти, направленные на повышение инвестиционнойпривлекательности, защиту прав иностранных инвесторов, улучшение условийведения бизнеса, то сейчас нет и этого.Инвестиционная привлекательность украинской экономики снижается вместе спрогнозами экономического развития. Можно, конечно сказать, что в странепереходной период, нет постоянно правительства и ясной экономической политики.Но это не есть оправдание. При любом составе правительства, временном илипостоянном, обеспечение законности,нормальное функционирование финансово – банковской системы, защита прав собственности должнобыть незыблемыми приоритетами.Более того, именно по поступкам в кризисный период деловое сообщество может оценитьуправленческий потенциал, соответствие занимаемым или желаемым должностямчиновников высшего уровня, целесообразностьих поддержки в будущем. Именно сейчас требуются ясные и четкие сигналы отукраинской власти, свидетельствующие о том, что она осознает необходимостьисправления ситуации в области защиты активов, права собственности и правинвесторов. Не просто осознает и скорбитпо этому поводу, но и имеет представления, как ее исправить, имеет возможностии ресурсы для совершения необходимых действий, и прежде всего – у нее естьполитическая воля для таких действий.
С этой точки зрения ситуация с ПАТ «Укрсиббанк» не только показательна,но и перспективна. Именно на примере урегулирования подобного, достаточно сложного и затянувшегосяконфликта, власть может продемонстрировать все вышеперечисленные качества, либонаоборот - лишний раз убедить в ихотсутствии…
Понятно, что каждый потенциальный«невозвращенец» изначально просчитывает возможные риски и затраты, возможнуюприбыль, и далеко не всегда решается на этот шаг. Украинское законодательствоуже содержит, хотя и несовершенные, нормы об уголовной ответственности и замошенничество с финансовыми ресурсами, и за фиктивное банкротство. Одномоментноони не станут идеальными, и уровень правоприменительных органов тоже невырастет сразу. Выход, как мне видится – в дальнейшей работе, к реализациисистемного подхода к защите активов банка, создающего, прежде всего,экономическую нецелесообразность невозврата.
В части приоритетовзаконотворчества это, прежде всего, усиление контроля кредитора над процессамивосстановления платежспособности и банкротства, обеспечение сохранности иснижение оспоримости прав кредитора на активы, являющиеся обеспечениемобязательств заемщика.
Хотелось бы заметить, чтозакрытая наработка необходимых инициатив, прежде всего законодательных, можетиметь негативные последствия и ухудшение имиджа банков в деловой среде. Неадекватное усиление потенциала банков по взысканию задолженности создает, всвою очередь, неоправданные риски для ведения бизнеса. Необходим системныйподход, учет всех позиций, обсуждение с привлечение представителей и крупныхпотенциальных заемщиков, которые менее подвержены этим рискам, и представителейсреднего и мелкого бизнеса, особенно претерпевающих от ухудшения условийкредитования.
- Рішенням суду з працівника (водія) стягнуто упущену вигоду Артур Кір’яков вчора о 18:25
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов вчора о 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 18.04.2025 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18.04.2025 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18.04.2025 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 18.04.2025 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 18.04.2025 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 18.04.2025 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 18.04.2025 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13673
-
Угода про надра не визнаватиме допомогу США боргом України – Качка
Бізнес 7233
-
"Якщо заробляємо півтори гривні – щасливі" – власник мережі АЗС
Бізнес 6645
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5199
-
Сто днів на відповідь: став остаточно зрозумілим дедлайн Трампа для Путіна
Думка 4194