Школа антикризисного менеджмента. Тема 6. Венчурный технологический бизнес.
Нам придется начинать все сначала – с пропаганды венчурного технологического бизнеса, с разработки соответствующего законодательства, с воспитания и просто обучения креативной молодежи, с перевоспитания наших властителей, с изменения политики, с при
В блоге неоднократно обсуждались вопросы среднего и малого бизнеса, меньше - вопросы его инновационного наполнения, при котором он превращается из обычного коммерческого бизнеса в технологический производственный бизнес. И совсем не обсуждались вопросы венчурного характера последнего.
Самым уязвимым местом современного технологического бизнеса является то, что он не оформлен как особая сфера бизнеса вообще. То есть отсутствуют принятые нормы, нормативы и стандарты профессиональной деятельности, которые позволили бы отличить и зафиксировать особенности именно этого вида бизнеса в отичие от всех остальных.
Существует весьма ограниченный доступ участников инновационной деятельности к достоверной информации. Кроме того, имеются серьезные недостатки существующих баз данных о проектах, источниках финансирования и инвесторах, рынке консультационных и прочих услуг, правовой основе инновационной деятельности. Возникли серьезные проблемы, с которыми сталкиваются высокотехнологичные предприятия в процессе своего становления и развития:
слабая правовая база;
несовершенная система налогообложения;
низкое доверие со стороны иностранных фирм к технологическим компаниям;
отсутствие достаточного опыта формирование международных деловых связей;
слабое развитие цивилизованного рынка интеллектуальной собственности;
несовершенство механизмов государственной поддержки высокотехнологичного бизнеса;
отток квалифицированного персонала, необходимого для работы в высокотехнологичном бизнесе и другие.
Для внедрения в мир высококонкурентного технологического бизнеса необходимы специальные знания, опыт, ресурсы и личные навыки. Поэтому организовывать новую компанию нужно в благоприятной среде, например, в бизнес-инкубаторе (об этой инфраструктуре инновационного рынка поговорим на следующем занятии). А в этом – обсудим некоторые наиболее важные аспекты венчурного бизнеса.
1. «Бизнес – игра не для дилетантов» – Майкл Хаммер
Название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие или начинание". Это вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических, и технологических новинок, результатов научных достижений, ещё не опробованных на практике. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии. В Украине он пока развит недостаточно. Основная причина (кроме многократно обсужденных, но так и не получивших своего решения, проблем коррупции) - неподготовленность субъектов среднего и малого бизнеса к его восприятию и применению. В университетах этому не учат, тренинги по развитию креативных способностей пока непопулярны, средства массовой информации этим вопросам внимания не уделяют, тем более, что и власти пока не до этого (она больше увлекается распределением и перераспределением средств и переделом собственности). Вот и выжимает СМБ все, что можно из коммерческой деятельности и сферы обслуживания, сохранив из сферы производства только производство продуктов первой необходимости (пищи, обуви одежды).
2. «Не было бы риска – не было бы и прогресса». «Риск – благородное дело».
Субъектами венчурного бизнеса являются: финансовые акцепторы - венчурные компании и начинающие предприниматели; финансовые доноры - частные лица, компании и специализированные фонды; финансовые и информационные посредники, обеспечивающие связь между представителями первых двух групп. В настоящее время среди наиболее предпочтительных отраслей для венчурных инвестиций в мире продолжает лидировать компьютерная отрасль. Компьютеров (да и вообще современной электроники) сами мы не делаем давно, довольствуемся старыми моделями, сошедшими с мирового рынка электроники. Компьютерные мальчики, которых у нас уже слишком много, довольствуются сервисом старой техники и адаптацией ворованного программного обеспечения. Следующие позиции в перечне инновационных приоритетов занимают коммуникационные технологии, биотехнологии, медицина и здравоохранение, потребительские товары и услуги.
Классическое венчурное финансирование отличается следующими характеристиками :
оно осуществляется непосредственно в акционерный капитал компаний;
оно подразумевает высокий риск;
существует долговременное отсутствие ликвидности;
возврат по инвестициям осуществляется за счет продажи акций (доли в акционерном капитале) компаний.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
идеи инновации – нового изделия, технологии;
общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
рискового капитала для финансирования подобных фирм.
3. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское»
Деятельность венчурных фирм не ограничивается выделением денег. Оказание финансируемым компаниям "нематериальной" поддержки - важная составляющая их работы. Такая поддержка может включать маркетинговые исследования и стратегическое планирование, участие в собраниях совета директоров, помощь в формировании команды управляющих, поиск полезных специалистов, привлечение капитала из иных источников, организацию переговоров с потенциальными приобретателями компании и т.п. Венчурные компании не просто дают деньги - они становятся совладельцами финансируемого бизнеса. Их интерес в получении хорошего дохода на вложенный капитал выражается не в пассивном ожидании, а в активных действиях, направленных на то, чтобы повысить вероятность успешного исхода предприятия.
К сожалению, все написанное выше, относится не к нашим украинским венчурным компаниям. Чаще всего, они занимаются не инвестициями средств в какие-то конкретные проекты, связанные с производством в нашей стране, а спекулятивной деятельностью на фондовом рынке. Недавно посетил выставку, посвященную инвестиционной деятельности. Ознакомился с экспозициями, представленными не одним десятком фирм. Выяснил, что ни единой фирмы, занимающейся венчурной деятельностью, связанной с производством хоть чего – нибудь в Украине, на выставке не оказалась. Посетил после этого несколько фирм, не представленных на выставке, занимающихся управлением активами. Результат тот же. Единственная фирма, которая хоть как-то может быть отнесена к венчурной компании, занимается перекачкой средств украинской элиты на счета швейцарских банков и страшно гордится тем, что эти банки потом используют эти средства для развития сферы высокотехнологичного производства в своих странах. На мой вопрос, почему бы не заняться им тем же самым в нашей стране ответили, что наши банки не заслужили доверия, да и не хотят развивать это направление деятельности. О роли Кипра и банков в оффшорах уже и говорить не приходится.
4. К чему мы пришли, куда дальше идти?
А пока низкое качество украинских товаров ослабляет конкурентоспособность экспорта. Энергоемкость продукции чрезвычайно высока . На 1 $ ВВП Украина расходует в 5,5 раз больше энергоресурсов , чем страны Центральной и Восточной Европы и в 12 раз больше стран Организации экономического сотрудничества и развития. В структуре себестоимости металлургической и химической промышленности Украины затраты на энергоносители достигли 50-70%! За Украиной постепенно закрепляется стратегически невыгодная товарная структура экспорта – в основном это сырье и полуфабрикаты . В общем объеме экспортного потока металлопродукция, минеральные продукты и химия составляют основную долю, а доля машиностроения – с каждым годом уменьшается. За последние годы в таких странах, как Венгрия и Чехия, наблюдается и ускоряется обратный процесс – в их экспорте увеличивается доля товаров с глубоким уровнем переработки.
Программы венчурного бизнеса, евроинтеграции Украины и инвестиций капитала в народное хозяйство для технологического развития экономики тесно связаны. Еще недавно внимание многих западных ведущих компаний было приковано к Украине как одной из инвестиционно - привлекательных стран. Общеизвестны предложения ряда кампаний и банков о кредитовании наиболее крупных проектов по решению экономических и экологических проблем Украины на чрезвычайно выгодных условиях. Сегодня этот интерес явно угасает, и эксперты прогнозируют уже не приток инвестиций, а уход инвесторов из нашей тотально коррумпированной страны. Да и не готов к приходу инвестиций, к сожалению, наш регион сегодня. У нас пока нет системы работы на рынке инвестиций, достаточно подготовленных специалистов, четкой инвестиционной программы, сообразующейся с концепцией устойчивого развития Украины и региона. Специалисты предприятий и управленческого аппарата, предприниматели зачастую просто не готовы к работе в новых условиях (языковый барьер, незнание основ менеджмента, маркетинга, информационных и компьютерных технологий, основ практики международных контактов и внешнеэкономических отношений и др.).
К чему я клоню? Нам придется начинать все сначала – с пропаганды венчурного технологического бизнеса, с разработки соответствующего законодательства, с воспитания и просто обучения креативной молодежи, с перевоспитания наших властителей, с изменения политики, с привлечения к решению этих задач СМИ и наших многочисленных партий, которые ничем, кроме оболванивания “электората”, заниматься не хотят. Для этого потребуется политическая воля и правящей партии, и всех оппозиций, но это произойдет лишь в том случае, если мы все поймем, что процесс скатывания страны на задворки цивилизации с каждым днем ускоряется и может стать необратимым.
- Справедлива індексація розміру пенсії: ВС зобов'язав ПФ провести індексацію пенсії Світлана Приймак вчора о 15:25
- Без Господарського кодексу: що тепер кардинально зміниться Дмитро Зенкін вчора о 12:34
- План щодо врегулювання конфлікту Володимир Горковенко вчора о 10:29
- Сторічна угода: несподіваний аспект Євген Магда вчора о 06:02
- Чи варто оскаржувати наказ на податкову перевірку після її початку? Світлана Приймак 16.01.2025 15:25
- Лідерство через усвідомлення: трансформація бізнесу Наталія Растегаєва 16.01.2025 13:46
- Свіже рішення у справі щодо захисту митних інтересів України Дмитро Зенкін 16.01.2025 12:34
- Інновації в енергетичному трейдингу: як технології змінюють ринок електроенергії та газу Ростислав Никітенко 16.01.2025 10:06
- Зло не може бути умиротворене, або чому Україна має перемогти Віктор Круглов 15.01.2025 17:52
- Закон про підвищення акцизів на сигарети – це випробування економічної відповідальності Олег Пендзин 15.01.2025 14:27
- Неприпустимість насильства проти адвокатів: випадок у Бучанському ТЦК Світлана Приймак 15.01.2025 14:00
- Масштабування українського бізнесу та чому варто орієнтуватися на експорт Даніелла Шихабутдінова 15.01.2025 12:51
- Європейські спонсори тероризму Володимир Горковенко 14.01.2025 23:46
- Ограниченно пригодные: важные детали о ВВК и мобилизации Віра Тарасенко 14.01.2025 22:01
- Компанії втрачають мільйони через неефективну логістику: як оптимізувати процеси та бюджет Сергій Кочергін 14.01.2025 18:38
-
"Стане прикладом для України". У Львові будують зразковий ринок – фото
Бізнес 6386
-
Bloomberg: Команда Трампа готує два підходи до санкцій проти РФ для примусу до миру
Бізнес 3162
-
Глобино заперечило чутки про співпрацю з Росією. Каже, що це замовна кампанія
Бізнес 2070
-
Десять тонн на кілометр. Як краматорське підприємство розпочало нове життя на Закарпатті
Бізнес 1946
-
Ексміністр енергетики Литви Неверович очолив наглядову раду Енергоатому
Бізнес 1748