Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
12.04.2013 08:37

Креативизм или кретинизм. 3. Альтернатива репродуктивному образованию

Доктор технічних наук, професор

Не я придумал, что креативное образование - это образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности, что это об

Введение. Новое время, в котором нам выпало счастье жить,  требует новых образовательных технологий. О  них эта публикация, которая  является продолжением статьи “Беда, коль пироги начнет печи сапожник”, и написана по просьбе студентов, которым читаю лекции по дисциплинам ”Теория технических систем”  и ” Оптимизация химической техники”. Она может быть также полезна депутатам, реформаторам  и троллям -  гавкерам, исчерпавшим свой запас креативности. И, наконец, просмотрел  почти  три десятка моих статей  в рубрике «Креативное  образование», прежде всего из серий  «Креативизм или кретинизм»   и  «Формирование креативного мышления», и  понял, что многие вопросы этой необъятной темы остались пока нераскрытыми. В этой статье попробую продолжить разговор.

Традиционно  все разговоры о креативности мы начинаем с  повышенных требований к содержанию  профессиональной деятельности    тружеников сферы материального производства, науки, искусства и крайне редко задумываемся об отсутствии этой самой  креативности в деятельности  специалистов по управлению во всех сферах деятельности  - управлению  властью, политикой, образованием и т.д.   Мы уже обсуждали  то печальное обстоятельство, что именно из-за отсутствия креативности приходится ограничиваться  в этих  сферах деятельности репродуктивными методами, получившими у нас в стране меткое название ”мавпування”.  К примеру, в политике, в реформировании страны,  управлении предпринимательством (имею в виду  злополучную регуляторную политику в управлении средним и малым бизнесом). Давайте попробуем еще раз (как-то писал уже об этом) поинтересоваться у любого субъекта власти на любом уровне, какую политическую систему он строит в нашей стране, какой «…изм»? Вряд ли вы услышите конкретный ответ. Скажут, что у капитализма — звериный оскал, социализм — уже был, коммунизм — скомпрометировал себя, демократия как власть народа — миф и быстро становится фарсом. Назовут как самый очевидный вариант развития в условиях глобализации — слияние власти и капитала. Этот вариант и реализуется сегодня и является типичным мавпуванням без малейшего намека на креативизм. В его неуспешности мы убеждаемся каждодневно. В то же время, мы неоднократно отмечали, что практически все ведущие страны мира, независимо от их экономической системы, используя различные тактические приемы (вот  в чем креативизм!), строят общество устойчивого развития. К сожалению, мы пока не  шагаем в ногу со всеми, хотя, если реализовать  этот подход, удастся перейти от стратегии выживания  к стратегии устойчивого развития, обеспечить инновационное технологическое  развитие экономики,  которое, несомненно, является единственным реальным путем  выхода из кризиса.  Первым шагом для реализации этой задачи является коренное преобразование системы образования и подготовки будущего поколения к решению сложнейших креативных задач  преобразования страны. Наше непрерывно реформируемое, дорожающее с каждым днем образование, забывшее о воспитании развитого, высокоинтеллектуального поколения, не сумевшее обеспечить возможности самореализации талантливым детям и  юношам, переложившее воспитание молодых людей на их родителей, которые  заняты добыванием хлеба насущного, пока неспособно выполнить  эту задачу. Нужно создать и реализовать  новые методики и организационные  формы креативного образования.

Не я придумал, что креативное образование - это образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности, что это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития.  Не секрет также, что креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, образованию "знания опыта",  исполнительскому.

 Ролевая позиция менеджера.  Даешь креативного менеджера!

Не один год минул с тех пор, как так рано ушедший от нас руководитель Секретариата Президента В.Ющенко А.Зинченко мечтал набрать для работы в  Администрации Президента  креативных менеджеров –  выпускников лучших  европейских университетов.  Ему это  не удалось, не приживались они. Не хочу обсуждать, почему. Кому сегодня  более всего нужна креативность? Было бы неверным считать, что, прежде всего, в способности к принятию креативных решений нуждаются только специалисты технической сферы. Наиболее удручающим  сегодня по-прежнему является отсутствие креативности не у них, а  у основных  двигателей рыночной экономики – менеджеров во всех сферах их деятельности. Ведь именно у них, прежде всего,  искусство управления, основано  на расширении диапазона видения проблем развития и расширении возможностей выбора вариантов их решения. Именно креативность является главным в деятельности современного менеджера и обеспечивает ему успех в конкурентной борьбе, при неожиданных изменениях экономической конъюнктуры в процессах ускорения технологического прогресса, усложнении социально-психологической структуры современного человека, в условиях кардинального изменения образа жизни под воздействием процессов урбанизации и информационного взрыва.

Современный менеджер все в большей и большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Можно ли его обучить быть менеджером. Нет, он должен именно стать им в процессе обучения. Это не просто игра слов ”обучить” и ”стать.  Ведь не случайно, например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им (и они сами считают себя) в качестве не подчиненных, а последователей. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития современного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но таким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка". Считается, что менеджера надо готовить к определенной деятельности. Но этого сегодня мало. Менеджер должен сформироваться, "образовываться" в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать современные проблемы. Но каким тогда должно быть образование? Всегда ли сегодня мы ориентируем образовательный процесс на эту ролевую позицию менеджера? Что можно сделать и изменить в современном образовании, чтобы оно отвечало потребностям эффективного, творческого и перспективного менеджмента? Вот круг вопросов, которые характеризуют проблему креативного образования менеджера.

Обсуждая такую проблему, хотелось бы отметить, что это не только проблема первоначального высшего образования. У нее содержание общее для всех видов образования, сквозной характер. В системе второго, дополнительного и квалификационного образования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происходит не с "чистого листа", а на основе "ломки" некоторых устоявшихся консервативных установок, негативных привычек, прагматических навыков. Образовательный возраст усложняет эти процессы.

Креативный менеджмент начинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось — в университете или школе бизнеса, в процессе самообразовании или в практической деятельности. И здесь меня все время мучает одно наблюдение. Я практически никогда не встречался с успешными менеджерами с   базовым  менеджерским образованием.  Успешные  менеджеры не они, а  те, кто имеет  самое различное основное базовое образование, а менеджерская окраска получена ими  либо  за счет второго образования, либо за счет самообразования,  или  в результате  практической деятельности.  Мало того, и базовое  образование  имеет большое значение для будущей менеджерской деятельности. Как-то я уже рассказывал о том, что как-то в актовом зале Минхимпрома СССР мне пришлось  делать содоклад  академику В.В.Кафарову о  необходимости перехода  химической промышленности  Союза на рельсы многономенклатурных гибких автоматизированных производств (в те времена и такие  серьезные креативные вопросы рассматривали чиновники!).  Тогда после наших докладов состоялась очень  темпераментная и эмоциональная дискуссия между присутствовавшими  там примерно 500  директорами и главными инженерами химзаводов страны. Я не к тому, что мне была оказана такая высокая честь  спорить с  топ-менеджерами  химической державы (где сейчас  былая химическая мощь?!). Нет, я о другом. После всех споров, где мне пришлось попотеть, защищая концепцию  необходимости одновременного обеспечения  близкой по  значениям  гибкостей  технологий, оборудования и  управления ими, а академику – защищать свою альтернативную моей  концепцию превалирующего значения гибкости управления за счет ЭВМ,   Министр  Л.А.Костандов  вдруг спросил меня, кто я по образованию, ежели учу  топ-менеджеров жить и спорю с корифеем – академиком Кафаровым В.В. Я ответил  спокойно, что у меня  два базовых образования – механика и технолога в области химии, а диссертации защищал я тоже на стыке. И, вот тогда, Министр вдруг попросил сидящих в зале поднять руку вначале тех, у кого было  базовое образование  экономиста (тогда менеджеров вообще еще не готовили)   - поднялось  всего несколько рук, затем  технолога – поднялось не более десятка рук, и, наконец, механика -  подняли сотни рук все остальные. Очень удивился  министр этому. А, ведь, ничего удивительного нет. Все дело в  содержании университетской подготовки специалистов.  В отличие от технологов и экономистов, уже тогда  механикам давали  необходимую подготовку  не только по профильным дисциплинам, но и по основным  химическим наукам. Фактически это были уже не просто механики,  а  инженеры (это  верное название  специальности, и к нему, рано или поздно, придется вернуться)  в области химической техники (под техникой весь мир понимает единство оборудования и технологии – англ. версия  «ChemicalEngineering”). Позже я убедился, что именно так называют профиль инженеров – механиков в области химической промышленности и соответствующие профилирующие кафедры  в большинстве стран мира.  Немаловажным было также то,  что  механиков обучали  в университетах  на основе  глубокой взаимосвязи, если помните, синергетики   оборудования и технологии, не было культа РЕГЛАМЕНТА, чем всегда грешат технологи. При такой подготовке   вероятность  появления креативного менеджера, конечно, гораздо выше. Итак, может ли быть креативным менеджер, получивший  единственное, базовое  образование пусть даже в   солидном  университете  управленческой  направленности?  Боюсь, что нет. 

Вспоминаю еще одну историю. Пригласил я как-то работать  в моей лаборатории  выпускницу  нашего национального университета, закончившую его по специальности «экономист». Начальник отдела кадров нашего  университета, отставник (по-моему, генерал в отставке)  не принял ее на работу, мотивировав отказ тем, что  ”просто  экономисту нечего делать в химическом вузе”. Он даже заявил, что просто экономист был один – Карл Маркс, а сейчас, мол, нужны прикладные специалисты -  экономист  химической промышленности,  экономист торговли, экономист сферы услуг и т.д. Мы сначала посмеялись над причудами генерала, а теперь думаю, что во многом он был прав. Он принял все-таки на работу “чистого” экономиста, но с дипломом доцента, и мне с трудом удалось ее выжать  из лаборатории, так как  по любому проекту она спрашивала меня, а какую эффективность вам насчитать…

Сейчас в рыночной экономике все же, видно, многое изменилось, но не до конца. Читаю, к примеру,  что нынешний топ- менеджер, Министр Королевская Н.Ю. в 1997 году окончила университет по специальности «Менеджмент в производственной сфере» (а не просто “менеджмент»), и защитила дипломный проект  на вполне конкретную прикладную тему «Управление материальными ресурсами предприятия". И все же  на основании решения Государственной экзаменационной комиссии Королевской Н.Ю. была присвоена квалификация менеджера  (да,  просто менеджера,  без всяких прилагательных) с вручением диплома установленного образца.

Работодатели мечтают о  креативных специалистах  практически всех специальностей.

Повторим  простой опыт в  Интернете (первый раз о писал о нем 2 года назад), использовав лучший сегодня поисковик  Google. В ответ на запрос “креативное образование Украина” мы получим   5 590 000 гиперссылок. На запрос ”креативное образование Россия” мы получим  примерно -   11 800 000 гиперссылок. Но главное не впечатляющее количество гиперссылок (за два года оно выросло больше, чем  на порядок). В  первом случае (для Украины) подавляющее большинство ссылок относится, как и раньше,  к потребности  науки, производства, бизнеса в специалистах, обладающих креативным мышлением. А  для России подавляющее большинство ссылок относится к методике, новым формам  креативного образования. И вот это вызывает серьезную обеспокоенность. Видимо, наша высшая  школа  все еще не занялась всерьез этой проблемой, а потребность рыночной Украины в ее решении велика.

Мнения специалистов разделились: c одной стороны наиболее, как сейчас модно говорить, “продвинутые” преподаватели университетов учат студентов творчеству постоянно: при решении задач, в деловых играх, на личном примере и т.д., поэтому в специальном курсе обучения творчеству, вроде, и  нет необходимости. Другие   считают, что  творчеству вообще нельзя научить. По словам Рассела Акоффа, американского ученого в области исследования операций и системного анализа, "что касается смелости принятия решений и творческого подхода к решению проблем, то большинство преподавателей считает эти качества врожденными и поэтому убеждено, что их нельзя ни привить, ни "усвоить".   И, наконец, большие потоки студентов в наших аудиториях (а  буквально вчерашнее решение  МОНУ об увеличении количества студентов, приходящихся на одного преподавателя, с  9 до 18 увеличит количество студентов в потоке в 2 раза), не оставляют места для творчества ни студенту, ни преподавателю. В то же время, для выпускника вуза сегодня недостаточно иметь хорошие знания по общим и профессиональным дисциплинам и даже умение аналитически мыслить. Необходимо умение творчески переосмыслить полученные знания, генерировать эффективные идеи в нестандартных ситуациях.

Наш умный и талантливый народ чувствует необходимость этого. Сегодня едва ли не самыми популярными являются телепередачи с интеллектуальным наполнением  ”Самый умный”, ”Кто хочет стать миллионером”, ”Клуб веселых и находчивых”, ” Брейн ринг  ” и некоторые другие. Но, странное дело, все эти популярные передачи отражают (и, часто, развивают) лишь наполнение и быстроту работу  памяти человека, в лучшем случае, его эрудицию,  аналитические,  но отнюдь не  креативные способности. Это далеко не случайно.

Антикреативная  Болонская система.

Нынешний этап развития системы образования нашей страны, подписавшей Болонскую конвенцию, характеризуется, по крайней мере, по заверениям высоких чиновников от образования, ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство и, как следствие, на значительные изменения в структуре и содержании традиционного для Украины образования. В наших вузах этот процесс идет очень нелегко и медленно.  Сторонники вхождения Украины в Европейскую систему образования  полагают, что ”болонизация” приведет к повышению качества образовательного процесса, академической и профессиональной мобильности студентов и специалистов, решит проблему нострификации дипломов, и т.д. Это собираются обеспечить за счет реализации нескольких основных принципов Болонской декларации: преимущественно двухступенчатого высшего образования, сопоставимого качества образования, использования европейской системы планирования трудоемкости образовательного процесса  и оценки результатов образования, сопоставимого приложения к диплому, мобильности преподавателей и студентов. А теперь попробуйте найти в этих принципах хотя бы один, касающийся  качества, содержания образования.   Не найдете, их  просто нет.  Основное внимание уделено лишь планированию затрат и оценке результатов образования с помощью пресловутой тестовой системы оценки знаний, разумеется. А  совсем недавно еще предельно  “усилили” отчетность  преподавателя, введя громоздкие журналы бухгалтерского типа, фиксирующие его загрузку чуть ли не ежеминутно. Вот и вся “креативность”  министерских чиновников – загрузить  творцов креативных  специалистов будущего рутинной ненужной работой, дабы всякие мысли о креативности образования у него  отбить.    В то же время, качество образования – это система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям общества и его  ценностям, а также представлениям  о его будущем. Декларируемое властью  в последнее время инновационное развитие Украины окажется невозможным, если не обеспечить у выпускников университетов умение творчески мыслить, и трудно переоценить роль  вузовских преподавателей в этом.  

От узкой  специализации к креативности высшего образования

Задачи  высшей школе предстоит решить  сложные.  Прежде всего, необходимо разрешить противоречие адаптивной сущности образования креативной сущности человека и перейти от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к креативному образованию.  Образование нового века характеризуется отходом от привычных моделей трансляции знаний и  ”наполнения” знаниями мозгов учащихся к поиску новых концептуальных идей для реализации совсем другой стратегии (не наполнения, а развития мозга обучающегося в сторону повышения его креативных способностей,  в которых столь нуждается сегодня Украина).

А пока об отсутствии креативных способностей даже у нашей политической  и  управленческой элиты говорит  хотя бы  тот печальный факт, что более, чем за два десятка  лет независимости,   она так и не смогла  предложить программу устойчивого или хоть  какого-нибудь развития для  нашей страны, не определила даже, какой строй мы строим.    Между тем, развитые государства уделяют специальное внимание образованию творческой элиты. В США есть специальная система подготовки таких кадров для всех ответственных постов, в Великобритании действует сословная форма такого образования. А в Украине сложилась  странная ситуация, когда система управления как бы "выталкивает" умных людей (иногда они сами не хотят заниматься управлением). Здесь стоит еще раз напомнить  изречение Платона: "Умные люди расплачиваются за то, что не идут в государственное управление, тем, что ими управляют дураки …" .  Отсюда все чаще возникает вопрос: чему и как учить студентов для того, чтобы они, став профессионально компетентными специалистами, были реально востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, а, главное, чтобы они были готовы к необходимости поиска  нестандартных креативных решений, для обеспечения динамичного развития  в эпоху рыночной экономики, к профессиональному росту и профессиональной мобильности, гибкости мышления, межнациональному диалогу, толерантности и сотрудничеству.

При нынешнем  динамичном развитии мира часто  усвоение накопленного другими опыта и знаний становится почти бесполезным во многих профессиональных областях. Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно, тем более, что количество информации, по некоторым оценкам, увеличивается каждые десять лет вдвое. Любой участник образовательного процесса, будь то преподаватель или студент, не может освоить все знания даже по одной дисциплине. На встречах с выпускниками прошлых лет мы часто спрашиваем, что из полученных в университетах знаний было востребовано в практике их инженерной деятельности. Чаще всего слышим ответ – практически ничего. Однако те скудные навыки, которые дала им высшая школа по  методам решения нестандартных задач, по тем самым креативным методам, почти всегда были использованы. Анализ ситуации показывает, что сейчас нужно не столько что-то знать (ибо большая часть знаний быстро забывается), сколько понимать, что нужно знать для решения той или иной задачи, уметь находить ее решения, используя творческие способности или умение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием информационных технологий. Только творчески ориентированное образование может сформировать нестандартно мыслящих людей, способных эффективно работать в самых разных областях знаний независимо от их специальности. Это особенно важно в рыночной ситуации, когда выпускник вуза зачастую не может найти работу по специальности или по разным причинам должен часто менять работу.

Важно и то, что  при рыночных механизмах хозяйствования с их атакующими менеджментом и маркетингом зачастую оказывается недостаточным эволюционное постепенное  совершенствование  технологии и оборудования. Время, рынок, законы конкуренции  часто требуют полной замены  технологии и оборудования, использования революционных решений. Все чаще наши менеджеры понимают, что  штопание старых дыр сегодня выгоднее заменить  демонтажом старой установки и заменой ее принципиально новой с  революционной технологией. Роль творчества  непрерывно возрастает также в современной быстроменяющейся экономике, что связано с несколькими факторами (динамизмом современного бизнеса; гиперконкуренцией; увеличивающимся уровнем требований потребителей; повышением роли интеллектуального ресурса в системе производства; увеличением стоимости рабочей силы и ее качества в сферах производства и бизнеса; развитием среднего и малого бизнеса и переходом от массового репродуктивного производства к мелкосерийному и индивидуализированному и др.). Сегодня на рынке побеждают те организации, которые активно развивают творческий потенциал своих сотрудников.

Ставка на узкую специализацию высшего образования по европейскому образцу (вспомним  расхожие выражения о том, что узкий специалист подобен флюсу и отличается дебильностью, так как напрочь не признает и не принимает никаких новшеств) сейчас представляется бесперспективной уже потому, что для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. В этом отношении представляется наиболее перспективным  японский корпоративный менеджмент, где кадровые вопросы решаются в рамках ротационного механизма и  специалист планово приобретает и широкий, и творчески ориентированный профессиональный кругозор.

Немного об авторской  технологии  развития креативных способностей и  опыте ее использования в  университете

Как отмечено ранее, формирование человека креативного типа (homo creator) предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию. Что бы ни говорили о привитии навыков творчества студентам, в большинстве вузов основное внимание уделяется лишь исполнительскому труду. Студентам дается слишком много узкоспециализированных сведений, которые они могут найти в книгах, справочниках, Интернете. А вот научить его нетрадиционно мыслить высшая школа, как система, к сожалению, пока не может, и творчески ориентированные выпускники - это чаще всего заслуга не вуза как такового, а отдельных преподавателей.

Итак, человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой, в конце концов, заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В таких технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Этот вопрос тесно смыкается с  технологиями порождения интеллектуальной собственности, которые  являются предметом озабоченности человечества очень давно. Таких технологий человечество придумало очень много.  В качестве наиболее популярных можно назвать: метод проб и ошибок, морфологический анализ, метод контрольных списков, метод ”национальных” решений, мозговой штурм, синектикс и др. О них я вкратце рассказывал в последней  публикации  Беда, коль пироги начнет печи сапожник”. Пока трудно назвать какую-то из этих технологий, как окончательно признанную, да и трудно большинство из них рассматривать в качестве  образовательных.

В связи с этим я попытался предложить и освоить  новые методики креативного  обучения, основанные на использовании системного подхода. В чем же суть апробированных  автором  методов креативного образования? Прежде всего,  вся методика основана на знании и практическом  использовании системного анализа в качестве основного тактического приема при решении креативных задач, а также целого ряда достаточно мощных методов  поиска оптимальных решений в технике таких,  как: рециркуляция,  синергетика,  индустриальный и индустриально-аграрный  симбиоз, гетерогенизация систем и использование поверхностных явлений и др.  Студенты  не просто изучают структуру сложных систем, но и учатся  приемам декомпозиции по вертикали и горизонтали, построению сетевых структур. Важно также научить  студента  учитывать взаимосвязь, прямое и обратное влияние  различных  иерархических уровней системы (интерэктность)  и получение вследствие этого  нового качественного и количественного результата (эмерджентность).     Однако, наиболее важно при креативном обучении  студента добиться не только теоретического, но и практического освоения  свойств сложных систем. Ведь именно на этих свойствах  основан поиск креативных решений. К примеру, наиболее сложен   для понимания и усвоения студентами принцип  соответствия, сформулированный  как необходимость обеспечить  соответствие  параметров  воздействия на систему определяющим характеристикам этой системы на лимитирующем уровне (чаще всего, это амплитудно – частотные характеристики). Арсенал креативного специалиста в области техники чрезвычайно широк.  В двух моих книгах («Интенсификация газожидкостных процессов химической технологии».К.: Технiка, 1979  и «Интенсификация химико-технологических процессов на основе системного подхода» К.: Технiка, 1989) приведены базы данных по  методам оптимизации  химической техники и многочисленные примеры их использования.  Обе книги можно найти в Интернете и скачать бесплатно.  В случае проблем, комментаторы этой публикации могут обратиться в своих комментариях с соответствующей просьбой ко мне и я, в порядке компенсации за комментарий,  вышлю  им  книги электронной почтой (тоже безвозмездно, конечно).

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]