Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
03.09.2016 19:15

«Государство должно!» Формула расчета: кому и сколько…

Експерт у сфері організаційної та економічної психології, доктор психологічних наук

О влиянии мировоззренческих установок на организацию и ведение бизнеса.

Известный кино-персонаж говорил: «Голова – предмет темный иисследованию не подлежит…». К счастью, вторая часть крылатого выражения несоответствует действительности. И не то, что бы «темнота» уже была существенно развеяна,но многие закономерности психики известны достаточно хорошо. По крайней мере, дляизмеримой оценки их влияния на различные сферы человеческого общежития. Особыйинтерес, на наш взгляд, представляет влияние мировоззренческих установок наорганизацию и ведение бизнеса. Так, на постсоветском пространстве впредпринимательской среде можно часто встретить парадигмальную установку «государстводолжно…». Вместо многоточия подставляйте десять тысяч формулировок – не ошибетесь,все это «оно должно»…

Проблема не столько в абсурдности данной квази-религиознойпозиции, сколько в ее не всегда очевидной опасности – для бизнеса, общества, государстваи самих людей, «населяющих» эти формации. Мы уже останавливались на примере того,как государство США учится у бизнеса. На самом деле, не может быть наоборот. Культурапредпринимательства (в широком смысле) тождественна, по сути, человеческойкультуре и поэтому намного старше феномена государственности (в современном ееварианте).

Это как многотысячелетняя эволюция биологического вида и промежутокжизни одной особи. Оно (государство) понятия не имеет о реальных нуждах бизнесаи не имеет мотивации эти нужды познать. Оно всегда будет на шаг (или на десять)отставать от бизнеса. Рассуждения о том, что государство «живет» за счетналогов, которые платит бизнес и поэтому оно должно этот бизнес лелеять истимулировать – либо наивны, либо лицемерны. Само по себе, государство – безжизненное образование. Еще древнегреческийфилософ Эпикур лаконично и емко определил государство, как «договор о полезном – с целью не вредить друг другу и нетерпеть вреда». То есть, в основе идеи государства лежит потребность предпринимателяв инструменте арбитража и аллокации. Грубо говоря, государство «изобретено» и «нанято»бизнесом, а уж никак не наоборот!

Теперь немного психологии. Зрелая личность отличается отинфантильной, в первую очередь, тенденцией брать ответственность за свою жизньна себя (интернальность). Незрелая личность – экстернальна, ей все вокругдолжны по сценарию родительского долженствования перед ребенком. Психологическаяприрода предпринимательства глубоко связана с интернальностью индивидуума, его личностнойзрелостью и свободой. Как следствие, одним из главных критериев зрелостиобщества является – распространенность свободного предпринимательства. Демократическоегосударство является арбитром и аллокатором зрелого общества.

В свою очередь, установка «государство должно…» воплощает инерциюсоветской идеологии. Такой тип государства является примером общественного «договора»о радикальном отказе от ценностей зрелой личности в обмен на удовлетворениепотребности в колбасе и туалетной бумаге. Если государство нам  «должно», то автоматически это означает, чтомы «не имеем права» на что-либо, не предусмотренное государством… По мнениюНобелевского лауреата Альберта Швейцера: «когда коллективы воздействуют наиндивида сильнее, чем индивид на них, начинается деградация культуры, ибо вэтом случае с необходимостью умаляется решающая величина - духовные инравственные задатки человека». С этой точки зрения, формула расчета «кому исколько должно государство» теряет индивидуальный, а значит предпринимательскийсмысл…
Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи