4 угла таможенных реформ: несколько выводов по заседанию правительства
Заседание правительства 25 мая было насыщено новостями о планах реформы таможни. Что нового предлагает правительство, а главное – каковы из намерений реально реализовать?
Заседание правительства 25 маябыло насыщено новостями о планах реформы таможни. Об этом говорил, как премьерВладимир Гройсман, так и министр финансов Александр Данилюк. С одной стороныпрофессионалов таможенного дела не может не радовать активизация намерений реформироватьведомство. С другой – необходимо рассмотреть обещанные Кабмином реформы спрактической точки зрения. Что нового предлагает правительство, а главное –каковы из намерений реально реализовать? Об этом – далее.
«Таможенная сотня» и борьба с контрабандой
Одним из громких заявлений стало обещаниесоздания «таможенной сотни». Межведомственного подразделения по борьбе сконтрабандой.
На сегодняшний день в Украине не борютсяс контрабандой только, наверное, врачи и учителя. А в пунктах пропуска уже находятсяпочти все силовые органы – налоговая милиция, СБУ, прокуратура. Но вместоповышения эффективности противодействия контрабанде, эффект состоит как раз в увеличениидавления на легальный бизнес.
Я считаю, что сугубо карательнойсоставляющей успеха не добиться. То, что за воротами пункта пропуска, будутстоять заградительные отряды, ощутимого результата не даст. Нужно отдавать себеотчет в том, что современная контрабанда идет рука об руку с коррупцией.
Поэтому, если дельцы сумеликоррумпировать таможню и пограничников, то, что им помешает сделать это слетучими группами? Кроме того, где гарантия, что эти летучие группы сами небудут искать контакта с такими людьми? Мне бы очень не хотелось, чтобы подблаговидной целью борьбы с рэкетирами, фискальная служба не создала еще болеемогущественных рэкетиров. Только уже с абсолютной властью.
Поэтому логично возникает ряд вопросов.Во-первых, кого будут набирать в эти группы, по какому принципу? Во-вторых,какая мотивация будет у них? А самое главное, какая зарплата и правовая защита?
А, кроме того «чернаясотня» или «таможеннаясотня» - это означает, что никто не хочет разбираться с тем, что происходит награнице. То есть поймают кого-то на коррупции и накажут. Но придут другие на ихместо и будут заниматься тем же самым.
Мне кажется, самый главный вопрос внаправлении борьбы с контрабандой должен быть состоять в не в создании новыхорганов, а в ликвидации условий для коррупции. Сделать ревизию нормативнойбазы, выработать новые технологии контроля. Необходимо решить вопрос сматериальным обеспечением таможни. Инспектора оформляют и пропускают грузов намиллионы гривен, имея зарплату в 3000 гривен. Это 100 евро.
У польских таможенников, например, всреднем – 1000 евро.
Специальные сканнеры не помогут до техпор, пока решение о его применении будет решать инспектор. Или еще хуже, егоначальник.
Опять возвращаемся к началу –технология таможенного контроля. Во главе угла – результат. Что мы хотим, чтоббыло? Чтоб муха не пролетела – отлично. Давайте пропишем технологию, а потом поймем,какие инструменты нам нужны для ее реализации. Возможно, и сканнер в том числе.
Мониторинговый центр таможни
Что касается мониторингового центра таможенных процедур, создание котороготакже анонсировал министр финансов. Во-первых, этот центр существовал, пока егов 2013-м году не угробило Минздох. Во-вторых, сами по себе просто мониторы скартинками оформления из регионов ничего не дадут. Нужна смысловая подоплека.Кто будет отслеживать, обрабатывать и обобщать полученную информацию? Кто будетреагировать на то, что происходит в регионах? И самое главное – кто будет нестиответственность на управленческие решения, которые будут приниматься? Поэтомудостаточно грамотными выглядят намерения Минфина усилить аналитическуюсоставляющую таможни.
Бездумное отношение к вопросу персонала и кадровые чистки, котороепродолжает проводить нынешнее руководство ГФС уже привело к «утечке мозгов». Обэтом свидетельствует хотя бы тот факт, что инициатива о внедрении принципа«единого окна» исходила не от ГФС, а от Министерства финансов, как, впрочем, иинициатива о разработке и принятие нормативной базы касательно Уполномоченныхэкономических операторов.
Институт уполномоченных операторов
Основная хорошая новость с заседания Кабмина - этопланы по введению института уполномоченных экономических операторов. Внедрениеэтого института - прямое обязательство Украины в рамках Соглашения обАссоциации с ЕС, о чем я писал ранее.
Украина уже давно могла бы внедрить институт УЭО,но этот вопрос банально лежал мертвым грузом из-за отсутствия соответствующегозаконодательства. Да, именно так. Наши народные избранники, которые публичнокрайне озабочены делами таможни, за годы проявления своей"обеспокоенности" так и не смогли выполнить свое непосредственноеобязательство и написать законопроект. Но сейчас не о них.
Как работает института уполномоченных экономическихоператоров? Статус УЭО - это высшая степень доверия таможни к предприятию и,как следствие, наибольший перечень льгот и упрощений таможенных процедур длянего. К УЭО применяется минимум таможенных формальностей, а репутация надежногоконтрагента позволяет стать полноценным участником международных цепейпоставок.
Сегодня 33 страны мира, среди которых страны ЕС,США, Канада, Китай, Япония, пользуются преимуществами взаимного признания УЭО.
В отличии от "шедевральных"законопроектов ГФС, которыми посути предлагается уничтожить таможню, законодательная база для введения вУкраине Института уполномоченных экономических операторов нам очень нужна.
Принцип «единого окна»
Перейдет ли таможня на работу по принципу «единогоокна», что было сегодня анонсировано Минфином? Пока что в этом вопросе у меняесть сомнения. И не по причине неготовности для этого таможни – а из-занеготовности других госорганов обмениваться информацией в электронной форме.
Идея перевода всех видов контроля при таможенномоформлении импорта в электронную форму абсолютно не новая и активноразрабатывалась еще во времена Государственной таможенной службы.
Основная причина, по которой этот принциппрохождения других видов контроля, до сих пор не реализован – это неготовностьдругих служб («радиологов», «экологов», «сэс», «карантинщиков» и т.д.) перейтина осуществление своих полномочий в электронном виде.
Уже сегодня таможни оформляют 96 % таможенныхдеклараций в электронной форме с применением электронной цифровой подписи, тоэлектронная цифровая подпись не применяется ни в одном из разрешительныхдокументов, которые передаются в ГФС другими государственными органами.
Официальное объяснение – это отсутствиефинансирования на новые технологии, а на самом деле – элементарное нежеланиеотказаться от своего куска хлеба. Ведь чтобы оформить груз в свободноеобращение и завершить таможенное оформление – нужно получить печати и штампыэти выше названных служб на товарно-транспортных документах.
На практике эти виды контроля проходят формально, аза заветными печатями, как правило, стоит коррупционная составляющая. Не редкоэти печати просто подделываются, проставляются умельцами в «гаражах».
Поэтому, с одной стороны – идея отказаться отпечатей этих служб на документах, установление временных лимитов наосуществление контролей, и сведение их к электронным отметкам и «согласию поумолчанию» – превосходна.
С другой стороны, вызывает обеспокоенностьпрактическая реализация «единого окна». Например, сложно представить, как натаможенный досмотр одновременно прибудут все представители этих служб иоперативно осуществят свои полномочия.
Учитывая,что укомплектованность мест таможенного оформления специалистами, которыеосуществляют санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный,фитосанитарный, радиологический, экологический контроли составляет 60 % до80 % от необходимого.
Поэтому хочется надеяться, что с 1 августа, когдазаработает «единое окно», не произойдет коллапс в надлежащем выполнении других,кроме таможенного, видах контроля. Тем более, не хочется, чтобы импортеры вочередной раз пострадали от таких искрометных реформ.
В целом,можно сказать, что во время последнего заседания Кабмина, едва ли не впервыебыли озвучены ряд реальных идей, пусть и не новых, которые уже давно нужнореализовывать в рамках таможни для ее развития. Потому что, к сожалению весьпоследний год при руководстве Романа Насирова таможней просто никто незанимался. А все «реформы» для более чем 10-ти тысячной Таможенной службысвелись к паре «шедевральных» законопроектов ГФС, которыми предлагалось по сутипоглощение таможни Налоговой службой. Посмотрим, каковой будет политическаяволя для реализации правильных инициатив на практике.
- Executive освіта в Україні не тільки для бізнесу. Де можуть навчатися держслужбовці? Галина Пустова 15:06
- Комплаєнс податкових ризиків: новий етап взаємодії податкової та бізнесу Юлія Мороз 13:34
- Запис в державному реєстрі як достатній доказ розміру частки учасника товариства Євген Морозов 10:18
- Реєстр ПРРО: навіщо він потрібен зараз та як його реалізувати Андрій Сухов вчора о 18:01
- Действительно ли мобилизация для возрастных категорий 18-25 и 50-60 лет отменена? Віра Тарасенко вчора о 16:14
- Проблемні питання спадкування зруйнованої нерухомості та житлових сертифікатів Ольга Оніщук вчора о 10:32
- Закриття провадження у справі з підстав наявності судового рішення Євген Морозов вчора о 10:26
- БЕБ на місці Євген Магда 07.10.2024 19:41
- Обшуки в офісі: чому варто співпрацювати зі слідчими Фелікс Аронович 07.10.2024 19:07
- Ключові навички високоефективного власника бізнесу Сергій Сорокунський 07.10.2024 15:20
- Заробітки на паломниках: як Рош га-Шана впливає на економіку Умані Олег Вишняков 07.10.2024 14:44
- Незамінна роль юристів у формуванні справедливого та процвітаючого суспільства Микола Стеценко 06.10.2024 22:22
- Стягнення коштів, які належать особі, яка має заборгованість перед боржником Євген Морозов 06.10.2024 10:30
- Справи про адміністративні правопорушення, які розглядають ТЦК і СП Євген Морозов 05.10.2024 12:18
- "Єдиний" спосіб оскарження результатів оцінки в рамках виконавчого провадження Євген Морозов 04.10.2024 12:19
-
Місто біля Києва обрали для будівництва установки зберігання енергії на 20 МВт
Бізнес 33385
-
Власник Vodafone Україна став єдиним учасником аукціону з приватизації ОГХК
Бізнес 27428
-
Що не так з експортом зброї – скандал навколо Спецтехноекспорту
Думка 7951
-
Довгоочікувана приватизація ОГХК відбулась. Хто і навіщо купив титанові родовища
Бізнес 6775
-
Припиніть "велике будівництво". Як забезпечити ЗСУ новою зброєю: стаття Горбуліна та Бадрака
5146