Нужны ли Украине иностранные поставщики?
Могут ли иностранные поставщики участвовать в украинских тендерах и насколько такой шаг является логичным и рациональным по отношению к украинским компаниям? На чаше весов - поддержка отечественного производителя, свободный рынок и прозрачная конкуренция.
Одним из ключевых аспектов работы ProZorro является открытость и прозрачность. Система открыта для всех поставщиков в Украине, которые прошли процесс регистрации на одной из электронных торговых площадок и доказали свое соответствие нормам закона, иностранные поставщики также допускаются к участию по выполнению ряда несложных требований.
Чтобы подробнее ответить на этот вопрос, следует подробнее рассмотреть аргументы “за” и “против”. С одной стороны, существует прослойка украинских предприятий-организаторов торгов, которым необходимо специфическое, высокотехнологичное и качественное оборудование/товар, за который они готовы заплатить большие суммы. Допуск иностранных поставщиков на украинский рынок смог бы полностью удовлетворить запросы таких компаний и закрыть нишу уникальных высокотехнологичных товаров и услуг, которые организаторы пока не могут получить от отечественного производителя. Так, забегая наперед, можно привести свежий пример - государственное предприятие “Энергоатом” провело тендер на запчасти к двигателям и электрогенераторам, и среди 5 потенциальных контрагентов, лучшие условия предложила польская компания, выигравшая тендер и поставившая качественное оборудование в разумные сроки.
Кроме того, участие иностранных компаний в украинских тендерах привнесет новые стандарты качества в украинские закупки и будет стимулировать украинские предприятия к улучшению качества и сервиса для своих клиентов. Это в свою очередь, способствует тому, что в будущем украинские контрагенты смогут успешно конкурировать с иностранными не только на украинском рынке, но и на рынках других стран.
Также, какие-либо преференции для украинских производителей означают снижение открытости торгов, ухудшение качества и повышения стоимости услуг и товаров. Кроме заботы об отечественном производителе, необходимо также помнить о нуждах организаторов, которые имеют право получать самые выгодные условия по соотношению цена-качество. Введение преференций для компаний “made in Ukraine” не просто ухудшает качество, но и напрямую противоречит стандартам закупок ВТО, к которым мы давеча официально присоединились.
Согласно этому соглашению ни одна страна участница не имеет права предоставлять преференции на своем рынке каким-либо поставщикам по национальному признаку. С одной стороны, это означает, что украинским поставщикам придется нелегко, поскольку конкуренция с поставщиками из более развитых стран обещает быть жесткой. С другой стороны, подписание этого соглашения означает открытие рынков этих стран-участниц соглашения для украинских поставщиков. То есть, украинские поставщики смогут участвовать в торгах стран Европейского союза, США, Канады и других стратегически важных партнеров, объем рынка которых составляет более 1,7 триллионов долларов.
.svg.png)
Далеко не все компании способны выдержать натиск конкуренции, и вопрос не только в том - является ли поставщик иностранцем с украинской пропиской, или нерезидентом, а в том, имеет ли он мощности для полного выполнения заказа, и может ли проявить достаточную гибкость.
На данный момент, иностранные поставщики, как и любые украинские предприятия, могут принимать участие в тендерах на равных условиях, однако процесс участия для них немного отличается. При регистрации компания-нерезидент должна указать место регистрации, указав регистрационный номер и страну регистрации. При формировании счета-фактуры (инвойса) указать валюту в которой будет осуществляться оплата за участие (EUR/USD). Заказчик, при публикации закупки, имеет возможность создать тендер в иностранной валюте (Например тендер ГП "Смолы") В остальном, процесс участия нерезидентов фактически совпадает с тем, что должны делать отечественные поставщики.
Нельзя не отметить, что несмотря на одинаковую процедуру, в силу своего иностранного происхождения, поставщик может столкнутся с рядом проблем. Не зная украинского законодательства, скорее всего, он должен будет обратиться к услугам консалтинговой компании, что сделает его участие в тендере более затратным. К тому же, большинство тендеров требуют от контрагентов наличия соответствующих лицензий и разрешений, выданных украинскими органами контроля, которых у иностранного поставщика попросту нет. Эти нюансы, а также языковые барьеры, сложности с перерасчетом валют и другие факторы делают участие в государственных закупках Украины довольно проблематичным для поставщиков из других стран.
К сожалению, против нас играет и “коррупционный имидж”, многие поставщики просто не доверяют украинским тендерам, подозревая их в коррупции и неспособности оплатить заказанные услуги. И если говорить о конкурентных угрозах - то именно олигархические компании наименее хотели бы видеть присутствие европейской альтернативы в тендерах.
Хоть это и может показаться неправильным на первый взгляд, допуск иностранных поставщиков является необходимым шагом, который принесет пользу целому ряду украинских компаний, организаторов и рынку в целом.
- Факапнули грант? ТОП-5 причин, чому заявка «провалилась» Олександра Смілянець вчора о 20:33
- Чому українські спортсмени змінюють громадянство Тарас Самборський вчора о 16:04
- Неправильні бджоли на ринку золота Володимир Стус вчора о 03:29
- Аналіз ситуації з Ольгою Харлан під час Чемпіонату світу у серпні 2023 року Тарас Самборський 17.10.2025 15:01
- "Водна армія": як хвиля фейків знищує репутацію за ніч Михайло Зборовський 17.10.2025 13:39
- Нерухомість під час війни: чому інвестиції в Київ та область стають "новою класикою" Антон Мирончук 17.10.2025 10:43
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко 16.10.2025 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 16.10.2025 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 121
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 88
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету 66
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами 55
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики 49
-
У Києві приватизують офіс компанії, яка проєктувала майже всі станції метро
Бізнес 8419
-
Росія програла 20-річний судовий процес проти ексакціонерів ЮКОСу: має заплатити $65 млрд
Бізнес 7412
-
Православні країни приречені жити гірше? Клімкін питає Грицака: великий подкаст
5704
-
В Україну заходить новий фонд, який хоче інвестувати $500 млн. Які галузі його цікавлять
Технології 5571
-
Планета Кіно запустила онлайн-кінотеатр, а потім закрила. Що не спрацювало – пояснює співвласник
Технології 4025