Российско-украинская война: налоговые истоки. Часть II. Вместо окончания
Рассматриваются исторические и текущие налоговые причины возникновения российско-украинской войны 2014
Долгие годы войны закрутили наших героев вихрем событий. Он успел принять участие в самых горячих ее точках. Обрел побратимов, бесценный дар памяти на все жизнь. Его друзья и знакомы стали с уважением и почитанием смотреть на него, с мыслями гордости, что в их рядах есть такие особенные люди. Она была вместе с ним, всегда готовая, прихватив пару труселей, принять участие в самых головокружительных проектах, оставаясь его лоцией и хранительницей.
Теоретические знания, полученные ими при изучении их любимых предметов, не пропали зря. Укрепленные их жизненным опытом, они оказались востребованными в очень престижных производственных коллективах. Ему оказался не чуждым интерес к теоретическим обобщениям. Так, в частности, пришел к выводу, что в зависимости от места проведения и цели войны, влияние налогов на них различное. В любом случае, они лежат и в основе побудительных мотивов начала войны, и в способности противостоять захватническим проявлениям. И вообще, влияние налогов на процесс ведения войны каждой из сторон настолько многообразен, что здесь без какой-либо классификации не обойтись, подумал он. Сделанная им классификация так понравилась ему самому, тем более аналогов не существовало, что не удержался от ее публикации. Для начала, в зависимости от стороны-инициализатора, он разделил войны на оборонительные и военные экспансии (захватнические).
Экономическими мотивами начала любой войны с точки ее инициативы является выгода от объекта экспансии. Такая мотивация выливалась в достижение одной из трех целей: установлением контроля над государством, в том числе над его имуществом и налоговыми платежами; урегулирование налоговых отношений между частями одного и того же государства; получением дани (выкупа) за прекращение военных действий.
Война в современном ее виде, в 2014 году, началась по банально известным человечеству экономическим причинам. В то время в Украине рассматривались два возможных варианта развития международной торговли (как тогда говорили – Зоны Свободной Торговли, т.е. ЗСТ). Одним из них рассматривалось создание Таможенного Союза (ТС), этакую реанимацию СНГ. И главную роль, конечно, в нем занимала РФ. Вторым вариантом – это свободная торговля с ЕС. Причем, одно время Украина намеревалась осуществлять двух векторную модель внешней торговли.
Но уже в 2013 году в Украине наметился спад экономических отношений с РФ. Более того, в самой России возник экономический застой, в первую очередь, по темпам роста ВВП и промышленности. Поэтому она категорически возражала против двух векторов. Северный сосед вполне обоснованно предполагал, что такой выбор приведет к дальнейшему упадку в России внешних сношений с Украиной. Для предотвращения такого выбора Москва готова была пойти на любые финансовые меры. Если кто помнит развитие событий на Майдане в 2014г., РФ одолжила в феврале Украине 3 млрд.$, на условиях сотрудничества Украины только с Таможенным союзом. Отказ от прекращения сотрудничества с ЕС оказался спусковым крючком к началу войны.
Стремление к владению имуществом государства также является побудительным мотивом военной экспансии. К началу 2014 г. интерес РФ к имуществу Украины достиг огромных размеров. Вследствие общности ведения хозяйства еще со времен СССР, многие объекты создавались как совместная собственность. Владение любым производственным предприятием означает право распоряжаться его деятельностью, получать прибыль от него. А прибыль это почти то же самое, что налоги с территории.
По версии журнала «Рейтинг», сотрудником которого стала Ирина, к началу войны выяснилось, что у любого из граждан РФ возникло право на собственность каждой десятого предприятия, входившего в число крупнейших компаний Украины (рейтинг ТОП 200). В их числе ведущие банки, страховые компании, мобильные операторы, всемирно известные производственные предприятия. Именно этим можно объяснить, что с крупных градообразующих украинских предприятий, которые остались на неподконтрольной ей территории, вывозилось в РФ оборудование с ведущих предприятий города (как например, с Топаза в Донецке, Тепловозостроительного в Луганске).
Список предприятий с украинской собственностью на территории РФ намного скромнее. На определенных этапах она мирилась с наличием большого числа подконтрольных ей предприятий на чужой, неподконтрольной ей территории. Однако владение частью территории вызывает желание завладеть ею полностью – так возникает война.
Существует еще один мотив начала войны. О нем мало говорят, считая его не существенным, скорее политическим. Но он имел место, и опять же носил экономические корни. Возникшую тенденцию спада экономики (замедление роста ВВП и т.д.) надеялись в РФ решить военным путем. Существующий в мире опыт военных действий показывает их импульс на ускорение развития экономики. Но она справедлива только для победившей страны, если производственный ее потенциал оказался не разрушен войной.
В случаях, когда война для государства оборонительная, важнейшая ее особенность – возможность противостоять захвату. Основой ее всегда были и продолжают оставаться налоги. Власть Великого Рима оказалась низложена отнюдь не потому, что нападавшие на него гунны оказались сильнее. Падение было предопределено отсутствием у Рима ресурсов для своей защиты, ибо богатые, крупные землевладельцы придумывали изощренные способы уклонения от налогов.
Кроме того, в период упадка Древнего Рима его налоговая система приобрела крайнюю репрессивность. С одной стороны, для уплаты налога необходимо было уплатить от половины до двух третей дохода. Должник подвергался штрафам с грабительскими процентами. Для возмещения всех этих недоимок такой «налоговый кредитор» мог быть продан в рабство. Не выдерживая налоговую нагрузку, население бежало в безлюдные районы.
Исторические документы свидетельствуют об ужасе населения, внушаемым контактам с представителями налоговой службы. Древние артефакты предостерегают, что не следует бояться царя, либо войско. Опасен только сборщик налогов! Обретение налоговых льгот рассматривалось в те времена как величайшее благо. Свидетельства о таких выдающихся событиях, чтоб подчеркнуть важность их, высекались на камне. Факты про налоговый иммунитет доверялись не папирусу (его можно уничтожить), а камню. Именно так дошел до современников Розеттский камень. Именно на нем высечено свидетельство о налоговой льготе, который, кстати, стал почти единственной возможностью изучить древнегреческую письменность иероглифами.
Бегство населения в недоступные местности, «изобретательность» богатых землевладельцев в уклонении от налогов привела к сужению налоговой базы. И это фатально обрекло богатый Древний Рим на падение перед «варварами». Он оказался обречен своими неуемными налоговыми претензиями.
Война как цель урегулирования налоговых отношений возникает между частями одного и того же государства. Таким примером является война между Севером и Югом США в 1861-1865гг., начатая для урегулирования налоговых отношений. Имела место отнюдь не для отмены рабства в южной части страны, как привыкли считать большинство людей. Главное противоречие таилось в несправедливости (по мнению северян) уплаты налогов, в отказе южан уплачивать таможенные пошлины. Из-за этого северяне считали, что они терпят экономические убытки.
Получение дани, как цель начала войны, характерно для государств на ранних этапах их существования. Ею всегда удовлетворялись, если у субъекта экспансии оказывалось недостаточно сил для установления контроля, но их вполне хватало, чтоб угрожать разрушениям у объекта экспансии. Такая парадигма, известная миру много тысяч лет, сегодня существенно преобразилась. Сегодня существенно изменились особенности уплаты дани государству, как условия установления над ним контроля без военного присутствия.
В корне изменилась сущность дани, изначально являющейся целью войны. Она, как таковая, выплачивалась, когда военный экспансионизм не имел цель устанавливать контроль над объектом экспансии, но боевыми действиями создавал угрозу полного его разрушения. Тогда в ход шли «откупные» в обмен на прекращение военных действий.
Нам придется временно отвлечься от экономической темы работы и коснуться моральной стороны вымогательства скорейшего получения дани. Как правило, военные действия субъекта экспансии носили крайне жестокий, нечеловеческий характер, с пытками, бесчеловечными умерщвлениями. В стремлении как можно быстрее получить выкуп (чисто технически нападавших можно понять, ибо их силы были ограничены ресурсными и временными рамками), война велась чисто устрашающим образом.
В истории до сих пор существует масса соответствующих примеров. При вторжении русских войск в Эстонию (конец XVI века), они проявили лютую жестокость, бесчинства и насилие к местному населению. Страшная резня и невообразимые зверства той войны остались в истории Европы. Кстати сказать, отдельные проявления бесчеловечности имели место и при войне 2014 г.
Государства, имеющие развитую институционную структуру, начинают использовать принцип «дань» для установления господства над определенной территорией. Но при этом платеж имеет как бы знак «минус». Государство, стремящееся установить контроль над территорией, платит ей за лояльность к себе. Таким образом, платеж производится в пользу страны, над которой устанавливается, либо желают установить, контроль.
Исторически такие финансовые отношения применялись при войнах мусульман. Их войско без труда заняло Египет в VII в. (бывший в то время римской колонией), ибо для его жителей снизили налоги. Если же они принимали ислам, то вообще освобождалось от налогообложения.
Подобная тактика применилась и в российско-украинской войне. На территории, неподконтрольной Украине, осталось намного меньше фондообразующих предприятий, чем до войны, ибо многие из них покинули ее. Все финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение пенсионное обеспечение и т.п.) приняли на себя оккупационные власти. Кроме того, на этой территории искусственно сдерживались тарифы на коммунальные услуги, ибо в любом случае они покрывались ею же.
Эпилог
В тяжелые времена возникают сильные люди, сильные люди создают светлые времена, светлые времена порождают слабых людей, слабые люди ведут к тяжелым временам. Инструментом всех этих превращений, безусловно, являются налоги. Поэтому любое государство, находясь на любом этапе своего развития, должно уделять им особо пристальное внимание.
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін вчора о 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв вчора о 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак вчора о 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук вчора о 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак вчора о 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв вчора о 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
- Чи підходить Польща для реєстрації ІТ бізнесу? Сергій Барбашин 20.01.2025 11:53
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 4589
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3348
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2585
-
Трамп пообіцяв запустити посилене буріння нафти та знизити ціни на енергоресурси
Бізнес 2521
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2436