То, что не смогли сделать контролирующие органы, – сделала пандемия!
Закрытие некоторых схем нелегального ввоза товара - что стало причиной: пандемия или работа государства?
В 2018 году в налоговом кодексе появилась норма 24/72, ограничивающая схему «пиджаки». Это новшество было призвано отделить реальных туристов с покупками для собственных нужд от тех граждан, которые “зарабатывают” на границе и перевозят расконсолидированные коммерческие партии товара, пользуясь нормой беспошлинного ввоза.
Согласно изменений, каждый гражданин, если он находился за границей менее суток, может провезти через таможню покупок на сумму до 50 евро или весом до 50 кг без оплаты пошлины и НДС. Если украинец гостил у соседей больше 24 часов и ездит туда не чаще одного раза в 3 дня - необлагаемая налогом сумма составит - 500 евро.
Тогда руководитель налоговой рапортовал, что базы таможни и пограничников объединены и принятая норма уже показывает положительный результат: «пиджаков» стало меньше, как и очередей на границе. Мы видели громкие протесты, митинги, перекрытие пунктов пропуска теми, кто был против. Но потом все стихло: и протесты, и положительный эффект от принятия ограничений.
Даже самые жесткие нормы при отсутствии контроля и коррупции являются необязательными к исполнению.
То, что не смогли сделать контролирующие государственные органы, смогла сделать пандемия.
По данным ежегодного опроса GFK относительно доли «серого» импорта на рынке бытовой техники и электроники в пандемические 2020-2021 годы доля нелегального импорта снизилась с 23% в 2019 году до 16% в исследуемом периоде.
Причины такого снижения: ограничения международных передвижений (33%), дефицит товаров (26%), действия со стороны производителей (25%).
То есть, самый первый локдаун, когда еще ничего не было понятно с этим вирусом, а границы были закрыты для передвижения физических лиц – схема пиджаки попросту перестала существовать.
Рынок помнит, как в это время возросли запросы на товар внутри страны у официальных дистрибьюторов. Закрытие доступа к нелегальному импорту повысил спрос на легальный товар внутри.
Но первый «шок» схлынул, а маржа на легальном товаре значительно меньше нелегального, как минимум на разницу уплаченных в бюджет налогов, и недобросовестный бизнес начал искать альтернативные пути ввоза.
Так в Украине выросла другая схема - недостоверное декларирование. Это когда товар декларируется не тем наименованием, не тем кодом, к нему применяется пониженная ставка таможенной пошлины.
В этом случае у серовозов как бы и декларирование товара есть, и уплата каких-то налогов и сборов, но коррупционные манипуляции по минимизации все равно делают такой товар в несколько раз «интереснее» в цене. 56% опрошенных Gfk экспертов рынков считают возможность заработать повышенную маржу, дать потребителю более конкурентное ценовое предложение на рынке за счет неуплаты налогов и является причиной существования товарной контрабанды.
Но таможня — это первая цепочка на пути попадания товара к потребителю. Внутри страны товар, завезенный по разным схемам минимизации, реализуется практически безрисково. И это вторая основная причина существования такого негативного явления, на что указывают 54 % опрошенных.
Безрисковость сбыта обеспечивает Интернет, на просторах всемирной паутины без идентификации себя как торгующей организации можно продать все и нет ответственности. Упрощенная система налогообложения, где руководствуясь логикой и желая дать малому бизнесу развиваться, контролирующие органы практически не смотрят в сторону ФОП.
В реалиях нашей страны использование УСН не как системы для становления бизнеса, а как удобной схемы для минимизации налогов и ухода от контроля позволяют крупному бизнесу дробиться и прятаться, мимикрируя под малой бизнес.
По данным Государственной налоговой службы за прошлый год 33% плановых проверок приходилось на средний и крупный бизнес, и только 1-3% на субъектов, зарегистрированных как ФОП. При отсутствии критериев отделения настоящих от дробящихся ФОПов «упрощенка» становится тихой гаванью для нелегального бизнеса.
«Беззубость» государственных органов, которую можно воспринимать и как нежелание и заинтересованность, и как неспособность отрегулировать правила так, чтобы они соблюдались всеми игроками, приводит к тому, что пути нелегального импорта в нашу страну и его реализация институализируются, инкорпорируются в систему, а значит и борьба с ним будет более затратная и сложная.
Уже сегодня последствия такого явления, как товарная контрабанда бытовой техники и электроники, для страны приближается к 5 млрд. грн потерь бюджета только от неуплаты налогов на таможне – таможенная пошлина и импортный НДС.
При этом не стоит забывать, что это еще и неравная конкуренция, которую сложнее оформить в цифрах, но от этого не менее значимая. Неравная конкуренция не дает отрасли развиваться - инвестировать, открывать заводы, поддерживать и расширять рабочие места, происходит отток рабочей силы за границу. Бизнес также осознает риски для своих клиентов, потребителей, которые при использовании нелегально ввезенного товара могут столкнутся с несоответствием технических характеристик требуемых для Украины, с отказом в послепродажном и гарантийном обслуживании при обращении в сервисные центры с целью отремонтировать такую технику. Для клиента это дополнительные расходы, риски, вплоть до замены такого товара.
Пандемия показала возможность закрытия определенных схем, но есть и то, что стало результатом работы государства. Речь о реформе в осуществлении расчетных операций. Само появление электронного чека и программных регистраторов расчетных операций рынок ждал долго. Уже сегодня 70 % торговцев, которые работают с реализацией товара конечному потребителю, уже используют такое новшество в своих компаниях. Это очень удобная и современная новация, которая дает возможность выдать обязательный для рисковой отрасли фискальный чек при любом способе оплаты за товар и при любой форме доставки. Кроме этого, данное программное решение дает возможность снизить затраты для бизнеса на содержание и обслуживание классических РРО.
Но в ногу с инновациями должен идти контроль и превентивная система ответственности, когда нарушение дороже чем соблюдение закона. Участники рынка отмечают, что после фискализации, самыми эффективными нормами для контроля продаж внутри страны является полноценный штраф за невыдачу фискального чека (в 100% стоимости), обязательство товарного учета для всех субъектов торговли техникой и электроникой и отсутствия исключений из правил.
Так, отмена в 2019 году обязательства по выдаче фискального чека для первой группы упрощенной системы налогообложения привела к тому, что за первый пандемический год участились ситуации выявления торговли серым импортом в магазинчиках и киосках на рынках.
Весь бизнес уже много лет говорит о важности реформирования таможни, - а в ответ получает только смену руководителя данного ведомства. Просит контроль по выявлению нелегального импорта, - а в ответ инициативы по криминализации ввоза и реализации контрабанды. Что приведет, по мнению рынка, к давлению на легальный бизнес и наказанию всего лишь декларанта, а не бенефициаров контрабандных схем. Бизнес просит продублировать в таможенный кодекс норму налогового кодекса, так называемую 24/72 - дает критерий для отделения «челноков» от реальных туристов. И контроль за ее соблюдением - пандемия показала, что можно.
Поэтому пока бизнес продолжает ждать масштабной реформы таможенных и контролирующих органов, давайте не потеряем то хорошее и действенное, что уже наработано.
Чтобы снизить объёмы контрабанды необходимо видеть весь путь, который проходит контрабанда от границы до конечного потребителя. Тогда становится очевидно, что нужно не только останавливать контрабанду на границе, но и сделать невыгодной «торговлю» таким товаром внутри страны. Нужна ликвидация схем реализации контрабанды и возможностей их обслуживания. Именно возможность сбыта таких, нелегально ввезенных товаров, стимулирует их ввоз. Этой логики придерживается наш рынок и надеется что важные эффективные нормы, оцененные рынком, не будут отменены или отсрочены.
10 декабря на Форуме “Детенизация - это цивилизация 2.0” бизнес предложит те решения, которые государство может сделать для формирования единых правил на рынке, для искоренения неравной конкуренции между бизнесом, который работает легально, и “схемщиками”. Присоединяйтесь https://cutt.ly/BYqBqwm
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко вчора о 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 168
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 109
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 101
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 87
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 79
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 38571
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 7059
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 6320
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 5031
-
Власник "Сільпо" може викупити французьку мережу Carrefour у Польщі
Бізнес 2438