Строительная отрасль – вошла в жесткую зону турбулентности
Строительная палата Украины была создана десять лет назад и задумывалась как организация, которая обязана всячески поддерживать и развивать отрасль, представлять и лоббировать ее интересы, помогать каждому отдельно взятому участнику рынка и выступать гар
Открытое письмо экс - исполнительного директора Строительной палаты Украины 2014 – 2016 г.
Принял решение покинуть пост исполнительного директора Строительной палаты Украины. Делаю это осознанно. По собственной инициативе. Меня никто не выживал и никто не оказывал на меня давления, я понял, что дальше занимать должность в этой организации нет смысла.
Строительная палата Украины была создана десять лет назад и задумывалась как организация, которая обязана всячески поддерживать и развивать отрасль, представлять и лоббировать ее интересы, помогать каждому отдельно взятому участнику рынка и выступать гарантом качества при строительстве каждого конкретного объекта.
Сегодня, однако, эта организация превратилась в некий клуб по интересам ветеранов социалистического движения, рупор коммунистической морали. Идеология, которая исповедуется, – это идеология советского партийного актива времен развитого социализма. Она не плохая и не хорошая – она из прошлого. Деструктив . На ее основе новую систему не построишь и реформы не запустишь. Ее невозможно изменить только слегка, с помощью точечных косметических приемов, нужны радикальные меры.
Необходимость в обновленном, качественно ином профессиональном сообществе сегодня как никогда очевидна. Строительная отрасль – впервые за все годы независимости страны – вошла в жесткую зону турбулентности и нуждается во всесторонней поддержке.
У рынка сейчас несколько болевых точек.
Строитель остался без чистой репутации и своего доброго имени.
Строитель в представлении народа – выглядит наглым циничным негодяем, срезающим последнее зеленое деревце под окном старого дома, чтобы ввинтить на его месте сверхприбыльную «свечку», продать квартиры и набить карманы. Он, разумеется, нарушает все правила и законы. И – чтобы ему не мешали строить – раздает направо и налево взятки чиновникам. Одним словом, преступник.
Этот стереотип, разумеется, возник не на пустом месте. Когда в эпоху экономического благоденствия – в середине нулевых – строительный рынок рос как на дрожжах, это не могло не привлечь ушлых чиновников с их схемами. Была придумана гениальная по своей простоте и шокирующая своим цинизмом схема отъема денег у населения под маркой привлечения инвестиций в строящееся жилье. Схема, разумеется, работала под надежным «прикрытием» из правоохранительных органов. В разных районах города стали появляться одна за другой стройплощадки, заработали отделы продаж, реализующие очень привлекательные по цене объекты. Стройплощадки часто находились в местах, где стройки быть не может ни при каких обстоятельствах, разрешительных документов у застройщика не было. Однако шевеления на площадках все же шли – вяло, с длительными остановками, срывами сроков, но шли.
При этом ни один из объектов, строившихся по «схеме», за все пятнадцать лет существования этого «ноу-хау» не был официально сдан. Их принимали в эксплуатацию тоже по «схеме» - через суды. Напомню, задачей организаторов аферы - чиновников и застройщика – были вовсе не строительство и сдача домов, а сбор очередных порций денег с незадачливых покупателей. Ну а поскольку собирать под пустой котлован бессмысленно, пришлось демонстрировать деятельность. Так в столице появилось больше полусотни полностью незаконных строек. К слову, сбор денег под них до сих пор практикуется.
Деятельность таких, нечистоплотных, участников рынка и создала в обществе стереотип строителя как «плохого парня».
Спустя годы он стал поводом для возникновения еще одной проблемы. «Небезупречная» репутация застройщиков развязала руки разного рода любителям легкого заработка и организаторам уличных «шоу» с драками возле строительных заборов и швырянием петард. Хорошо обученные бригады «псевдоактивистов» блокируют любую стройку, которая им нравится, и либо требуют выкуп, либо выступают в качестве подиума для политических сил, зарабатывающих на популизме недостающие рейтинги. Общество охотно верит подобного рода спектаклям и поддерживает их, так как привыкло к навязанному стереотипу: все строители – хапуги и взяточники.
По этой же причине строителей продолжают «доить» и шантажировать чиновники и проверяющие органы. Хочешь строить – плати. Хочешь изменить проект - плати. Хочешь, чтобы тебе «срезали» размер паевого участия или вовсе не заставляли его вносить – плати. И редко какой строитель отважится сказать: нет! Потому что знает, его сейчас прижмут к ногтю и обязательно что-нибудь найдут. Что-нибудь такое, что надолго парализует его стройку.
Еще одна проблема, с которой живет отрасль: законы.
Многое из того, что пишется якобы от имени участников отрасли и – в теории – должно защищать ее интересы, оборачивается лишь очередной головной болью для строителей. В минувшем году парламент рассмотрел дюжину «околостроительных» законопроектов. И ни один из них – ни один! – не был направлен на поддержку отрасли в отчаянно сложный период. Напротив, документы написаны так, что могут легко отправить на дно многие строительные компании. Скажем, норма о том, что застройщики не имеют права приступать к строительству, если у них нет прямо здесь и сейчас денежной суммы, объем которой гарантирует завершение строительства. Будь этот законопроект принят, порог входа на рынок резко бы вырос, и за бортом могли остаться многие небольшие, но перспективные компании.
А чего стоят перипетии с отменой паевого взноса!
Напомню, в Украине размер паевого участия, взыскиваемого в процессе строительства с компании – застройщика составляет 4-10%. Для сравнения: в странах Европы и Центральной Азии этот показатель находится в коридоре 1,7-4,4%.
На сегодняшний день паевой взнос – откровенный грабеж застройщика. Ему – мало того, что приходится самому обеспечивать всю инфраструктуру вокруг строящегося объекта,- так с него еще и требуют безоплатно отдать компаниям-монополистам сети и инженерные сооружения, а сверх того – взнос городу уплатить.
Все это нагромождение платежей отпугивает западных инвесторов посильнее, чем военные действия на Востоке.
Казалось бы, его нужно отменять как старую норму, тормозящую развитие отрасли, ни у кого не может быть сомнений. Соответствующий законопроект Петра Сабашука находится в парламенте с декабря прошлого года. Но …все никак не может дойти до стадии утверждения. Спрашивается – почему?
Спрашивается, почему мы готовы принять от китайцев 15-миллиарддный кредит и полностью отдать им в управление весь рынок отечественного малобюджетного и социального жилья? Китайцы будут получать деньги с украинцев за аренду жилья, построенного в Украине китайцами. Дико звучит, правда ведь? У нас что – не хватает своих компаний, которые могли бы включиться в программу доступного, социального и арендного жилья? Или нет соответствующих программ? Все есть!
Итак, почему же до сих пор репутация украинского строителя как была запятнанной, так и остается?
Почему на рынке продолжают орудовать горе-застройщики, создающие всему рынку негативный имидж?
Почему никто не приструнит наглых чиновников, вслух требующих от застройщиков взяток?
Почему правоохранительные органы делают вид, что не видят, как проплаченные титушки «бомбят» стройплощаки?
Почему появляются законы – один другого интересней – которые могут вот-вот обрушить строительный рынок, а при этом нужные отрасли законы так и не выносятся на голосование?
Почему отечественные компании остаются на задворках, когда речь идет об участии в больших интересных и прибыльных проектах?
Почему, наконец, строительная отрасль уже третий год безостановочно падает, и никому до этого нет дела?
Приведу только несколько цифр. В 2013-м году доля отрасли в общей структуре ВВП составляла 2,5%. В 2015-м – 2,3%. Объемы работ в минувшем году просели по сравнению с позапрошлым годом на 12,4%. Особенно сдало позиции жилищное строительство. По данным Госстата, объемы жилищного строительства в январе 2015-го по сравнению с тем же месяцем в 2014-м выросли на 6%. А с января нынешнего года в сравнении с январем-2015 показал падение на 16%.
Отрасль находится в патовом состоянии, однако поддержки от своего отраслевого сообщества, от родной общественной организации она не видит и не ощущает. Потому что эта общественная организация уже давно переродилась , это отнюдь не боевая единица и не адвокат отрасли в высших эшелонах власти.
Анализ состояния дел позволил мне сделать вывод - сегодня Строительная палата не выполняет свои функции.
В то же время отрасль остро нуждается в действенной активной общественной организации, представляющей ее интересы. Большинство имеющихся проблем необходимо решать на уровне такой организации.
Она должна стать мостом, связующим звеном между отраслью, производственниками и – властью на всех уровнях – от муниципалитета до правительства и парламента. С мнением представителей профессионального сообщества должны считаться как в Кабмине, так и на каждой стройплощадке. Эти представители получают полномочия доводить до власти требования и пожелания участников отрасли.
Сама общественная организация отвечает за то, чтобы были приняты законы, которые максимально упрощают и облегчают работу застройщиков и девелоперов. Для этого при ней должен существовать экспертный совет из аналитиков и юристов, который будет разрабатывать и готовить для парламентариев правильно и грамотно составленные законопроекты.
Отраслевая общественная организация должна налаживать тесные взаимоотношения и сотрудничество с правоохранительными органами и совместными усилиями привлекать к ответственности как чиновников -вымогателей взяток, так и организаторов псевдо-митингов возле стройплощадок.
Наконец, она всячески должна защищать интересы игроков рынка – своих членов, добиваться для них участия в тендерах, в государственных и муниципальных проектах.
Организация постоянно должна мониторить своих участников и их статус, и гарантировать чистоту своих рядов, сюда не могут проникать нечистоплотные застройщики. В случае же оплошности, допущенной компанией, в случае, если у компании возникают проблемы – именно общественная организация выступает поручителем и гарантом, а также несет репутационную ответственность и потери, отвечая за просчеты и ошибки застройщика. Поэтому она может иметь полное право контролировать выдачу лицензий, разрешительных актов и других документов. Так удастся избежать коррупции.
Создание крепкой, здоровой, профессиональной общественной организации с хорошо отлаженным и выстроенным алгоритмом действий и четкой политикой будет означать для отрасли появление защитного «зонтика» и дополнительных стимулов к работе строительной отрасли.
Результаты не заставят себя долго ждать и их ощутят не только участники рынка, но и конечный потребитель - украинец, надеющийся получить шанс на свое жилье. Только при появлении на сцене активной отраслевой организации можно говорить о том, что будет запущен механизм строительства малобюджетного, доступного и социального жилья.
На сегодняшний день дефицит жилья в Украине исчисляется 40 млн кв м. Жилье постоянно строится. Чтобы люди смогли его приобретать, его нужно удешевить – за счет упразднения коррупции, за счет устранения нелепых дополнительных платежей, которые вынуждены делать застройщики, за счет внедрения современных технологий строительства, позволяющих оптимизировать расходы, за счет участия государства, наконец.
Время требует перемен и мы должны сами нести эти перемены!
- Розпорядження майном "цивільного подружжя" при поділі спільного сумісного майна Євген Морозов 20:34
- JIT – концепція, час якої настав Наталія Качан 19:43
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 Анастасія Полтавцева вчора о 18:47
- Податкова біполярність або коли виграв справу, але неправильно Євген Власов вчора о 16:35
- Встановлення факту спільного проживання «цивільного подружжя» при поділі майна Євген Морозов вчора о 10:52
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду Лариса Гольник вчора о 09:26
- Топ-3 проєктів протидії фінансовому шахрайству у 2024 році Артем Ковбель 20.12.2024 23:10
- Как снять арест с карты: советы для должников ЖКХ Віра Тарасенко 20.12.2024 21:40
- Кейс нотаріальної фальсифікації в Україні: кримінал, зловживання довірою й порушення етики Світлана Приймак 20.12.2024 16:40
- Валюта боргу та валюта платежу в договірних відносинах Євген Морозов 20.12.2024 09:50
- БЕБ, OnlyFans та податкова істерика: хто насправді винен? Дмитро Зенкін 19.12.2024 16:55
- Посилено відповідальність за домашнє та гендерно зумовлене насильство Світлана Приймак 19.12.2024 16:44
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом Інна Бєлянська 19.12.2024 16:11
- Гендерний розрив на ринку праці України: дослідження Міжнародної організації з міграції Юлія Маліч 19.12.2024 13:36
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? Андрій Павловський 19.12.2024 12:50
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? 1278
- Після зупинення війни, вільних виборів може і не відбутися 1259
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді 562
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 548
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом 240
-
Для мешканців багатоквартирних будинків встановили фіксовані ціни за електроенергію
Бізнес 12173
-
Рекордно подорожчав овоч, який є унікальним засобом від застуди
Бізнес 5455
-
Глиняний посуд на Святвечір: традиції, символіка та як обрати для святкового столу
Життя 4402
-
Вісім треків тижня: новий фіт Соловій і Дантеса та зимова лірика Jerry Heil
Життя 4110
-
Орбан: Угорщина веде переговори щодо транзиту російського газу через Україну
Бізнес 3188