Недвижимость 2019. Проекты новые, проблемы старые
О рисках инвестирования в недобросовестных застройщиков первичного рынка недвижимости. Угрозы, риски и варианты их предотвращения.
Время мчится, годы идут, а проблемы первичного рынка недвижимости Украины всё те же. Те же проблемы взаимоотношений застройщиков и местной власти, постоянная модернизация или оптимизация налогообложения всех участников проектов, такие же, как и 10-15 лет назад мошеннические схемы отъёма денег у населения на недостроях и как всегда минимальная ответственность застройщика по своевременному вводу жилых комплексов в эксплуатацию. При этом контролирующие государственные органы как всегда на нарушителей законов, правил и процедур смотрят максимально лояльно и не препятствуют незаконной деятельности некоторых особо зарвавшихся застройщиков.
И хотя рынок в его общей массе вполне можно считать стабильным и надёжным, час от часу вспыхивают очаги возгорания громких скандалов. Как правило, проблематика лежит в трёх основных плоскостях.
Первая – разрешительная документация до начала строительства. Будь-то согласование проектов или декларирование. Но, если изначально государственные органы по каким-то причинам допустили своё личное восприятие законов и норм застройки, ждите скандал вокруг строительного забора, который, как правило, охраняют крепкие парни спортивной наружности с хамоватым видом и удостоверением частной охранной фирмы. Активисты, жители соседних домов и просто не равнодушные граждане будут блокировать такую стройплощадку под предлогом её незаконной деятельности. При этом застройщик будет демонстрировать пакет разрешительной документации, а другая сторона будет оперировать законом, ДБНами и СНиПами, а иногда и решениями судов. Ситуация парадоксальная при которой обе стороны уверены в своей правоте. При таком стечении обстоятельств ещё не было ни одного громкого прецедента по наказанию чиновников, которые стали причиной противостояния застройщика и граждан на почве будь то неправомерного согласования проекта или условий землеотвода.
Вторая – самовольная «модернизация» проекта в процессе строительства, направленная на увеличение продаваемых площадей при которой ТЭО (технико-экономические показатели) зашкаливают за пределы допустимых норм. Есть случаи, когда проект из уже немного построенного офисного здания к концу строительства превращался в жилой дом, в котором площади квартир были меньше, нежели минимально допустимые в соответствии с действующими нормами. В данных обстоятельствах застройщики чётко осознают недееспособность государства по физическому приведению объектов к первоначальной согласованной концепции. За всю историю рынка, есть всего один случай по сносу незаконного строительства. Львов стал пионером среди всех городов Украины по такому радикальному решению.
Третья – перераспределение финансовых потоков от продажи жилья и/или коммерческих помещений. Здесь и минимизация налогообложения, и «латание дыр» в других проектах застройщика, и низкий уровень финансового моделирования проекта, и периодически злоупотребление в пользу своей личной выгоды.
Данных проблем бы не было, если бы государственные контролирующие органы имели желание и юридические рычаги по пресечению деятельности недобросовестных застройщиков. Многие скажут, что инвестирование на начальных этапах строительства – это всегда риск. И будут правы. Однако не стоит забывать, что мы живём в правовом государстве, а значит, государство обязано заботиться о своих гражданах и своевременно и жёстко реагировать на нарушителей и мошенников во всех сферах жизни, в т.ч. и в сфере недвижимости.
В данный момент проходят судебные слушания относительно руководителей компаний по одному из ЖК расположенном в Шевченковском р-не столицы, который входит в т.н. пул незаконных строек Анатолия Войцеховского, важно то, что о проблеме данного проекта было известно ещё 2015 году, а это более чем 3,5 года до сегодняшних судебных разбирательств. Уже тогда данный объект никак нельзя было назвать законным, но ни один государственный орган не заблокировал продажи в нём, тем самым своим молчаливым согласием подыграл застройщику в его деятельности, если конечно слово «застройщик» применимо в данном случае.
Всё ещё открытым остаётся вопрос: почему на сегодняшний день существует список из более чем 40-ка т.н. незаконных объектов Укогруп и с ним совместных, объединённых одним именем А. Войцеховский, а продажи в них по-прежнему ведутся полным ходом? Digital marketing красноречиво описывает все прелести будущего проживания в комфортных квартирах, которые доверчивый покупатель может приобрести по доступным, ниже рыночных ценам. И почему-то на незаконных стройках не опечатаны отделы продаж и на фасадах таких объектов не висят информационные баннеры с надписями по типу: «объект арестован, ведётся следствие». А если так и произойдёт, то, конечно же, новых покупателей уже не добавится, зато возникнет вопрос: кто и как будет решать проблемы нынешних инвесторов? Тем самым проблема становится сиюминутной, а не отложенной во времени. По некоторым подсчётам пострадавших от деятельности всего лишь одного застройщика Укогруп и с ним совместных - около 25000 человек.
Вот и выходит, что до того как в стране заработают механизмы по пресечению злоупотреблений недобросовестных застройщиков и не будет реальных наказаний виновных посредством решений судов, инвесторы – физические лица, верящие в то, что государство оберегает их от мошенников и проходимцев будут попадать в такие инвестиционные ловушки.
И чтобы не стать жертвой заведомо проигрышной инвестиционной деятельности, ещё до того как подписать договор – обратитесь к юристам и специалистам рынка для всеохватывающей проверки как застройщика, так и проекта на предмет возможных рисков.
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 741
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 383
- Реформа "турботи" 251
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 120
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7532
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 6528
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5406
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 4358
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4318