На Донбассе - самый высокий уровень инфляции в Украине
Согласно подсчетам Госстата, инфляция в Донецкой области в 2017 году составляла 15,9%, а в Луганской — 14,9%. Эти показатели ощутимо выше среднего уровня инфляции по стране – он в прошлом году фиксировался на отметке 13,7%. Да и по сравнению с соседними ре
Результатыпредновогоднего социологического опроса на тему «Мир на Донбассе: любой лиценой?», проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучериваи социологической службой Центра Разумкова, отодвинули на второй план тревожныеданные о текущей ситуации на Донбассе.
Вчастности, вне внимания широкой общественности осталось сообщение Государственнойслужбы статистики Украины о том, что в Донецкой области зафиксирован самыйвысокий уровень инфляции в Украине.
Согласноподсчетам Госстата, инфляция в Донецкой области в 2017 году составляла 15,9%, ав Луганской — 14,9%. Эти показатели ощутимо выше среднего уровня инфляциипо стране – он в прошлом году фиксировался на отметке 13,7%. Да и по сравнениюс соседними регионами – той же Днепропетровской областью, к примеру, где ценывыросли в среднем на 12,8% - жизнь в Донецкой и Луганской областях подорожалакуда больше.
Экономическиеэксперты прогнозируют: в 2018-м году скачок инфляции может быть еще ощутимее,чем в предыдущем. А Донецкая область продолжает удерживать «пальму первенства»в повышении цен.
Еслисравнить, насколько изменились цены за один месяц – скажем, в декабре 2017-гопо сравнению с ноябрем того же года, то в среднем по стране цены напотребительские товары выросли на 1%. В Луганской области этот показательоказался выше – 1,3%. А вот в Донецкой – и вовсе 1,8%!
Чтоже подорожало больше всего – особенно, в сравнении с другими регионами?
Во-первых,ощутимо подорожали продукты питания. Цены на продукты в Донецкой области вдекабре 2017-го по сравнению с декабрем 2016-го года увеличились на 17 5%.
Во-вторых,Донецкая область – единственная область, где продолжают дорожать одежда иобувь. Только за декабрь 2017 года цены на эту группу товаров увеличились всреднем на 1,2%. При этом во всех остальных областях одежда и обувь напротивдешевеют – в среднем, на 2,4%.
Дажецены на коммуналку в Донецкой области стабильно продолжают расти – по сравнениюс ноябрем, в декабре они подорожали на 1,4%. При этом, в ряде других регионовцены на коммунальные услуги напротив немного снизились.
Получшедела обстоят с ростом цен на образование и здравоохранение: здесь Донецкаяобласть на общем фоне никак не выделяется. Но это условное равноправиеполностью исчезает, когда речь заходит о сферах ресторанного и отельногообслуживания. Здесь прослеживаются четко выраженные тенденции к подорожанию:только за последний месяц предыдущего года цены на предоставление услуг в этихсферах в Донецкой области выросли на 8,3%. В то время, как в среднем по Украинезафиксировано увеличение лишь на 1,8%.
Впресс-релизе, распространенном Донецким областным управлением статистики, средиключевых причин, приведших к увеличению цен, названо оживление потребительскогоспроса после повышения минимальной заработной платы и увеличения пенсионныхвыплат. Это «наложилось» на растущий дефицит предложения товаров иувеличение идущих на экспорт объемов продукции. В частности, молочных и мясныхпродуктов.
Этифакторы, безусловно, повлияли на рост потребительских цен в Донецкой области.Но они точно так же должны были сказаться и на ценах в других регионах. Аэтого, как мы видим, не случилось.
Кудаболее серьезным аргументом в этом отношении является тот факт, что в Донецкойобласти никогда не было собственных ресурсов мясного и молочного сырья длястопроцентного удовлетворения потребностей населения. К примеру, в 2016 годумяса и мясопродуктов в регионе производилось лишь 37,3% от общего потребления.Молока и молокопродуктов – и того меньше: потребности региона покрывались лишьна 26,8%. Все остальное ввозилось из других регионов или из-за границы.
Такчто неудивительно, что именно эти продукты подорожали больше всего. Посравнению с декабрем 2016-го в декабре прошлого года мясо и мясопродуктывыросли в цене на 26,6%, молоко - на 22,4%, кисломолочная продукция – на 20,3%,масло – на 18,8%. В большей или меньшей мере повысились цены и на другиепродукты: подсолнечное масло подорожало на 4,1%, рыба и рыбопродукты – на 4,9%,рис - на 8,6%, макаронные изделия – на 9,0%, хлеб – на 11,6%, яйца – на 23,6%,фрукты – на 38,3%, овощи – на 38,4%.
Однимсловом, статистика неутешительная. Но в некотором роде – закономерная. Послетого, как государство отпустило цены в «свободное плавание», отменив мораторий,с начала года в Донецкой области продукты подорожали на 13,9%. Как ипредсказывали пессимисты в июне-июле 2017 года, решение об отменегосударственного регулирования цен на основные продукты привело к подорожаниюбольшинства ключевых продуктов из стандартной «продовольственной корзины».
Всложившейся ситуации недостаточно, как это делают региональные чиновники, простоконстатировать факт, что в Донецкой области нет развитого сельскохозяйственногопроизводства, способного удовлетворить потребности населения в мясе, молоке ихлебе. Ведь в регионе нет потенциала для увеличения объемовсельськохозяйственного производства. И в ближайшем будущем – не предвидится.
Поэтомувместо констатации очевидных вещей следует подумать над тем, каким образомможно максимально улучшить взаимодействие с другими регионами, где существуетпереизбыток отдельных товаров продовольственной группы. Тогда проблемусуществующего дефицита и, как следствие, значительной разницы в ценах по сравнению с другимирегионами можно будет решить. Простой пример: Донецкая область не обеспечиваетсебя не только мясом и молоком, но и сахаром. Однако цены на этот продукт врегионе колебались точно так же, как в среднем по Украине. И в декабре 2017-гоэтот продукт был на 4,4% дешевле, чем в декабре 2016-го – примерно такая жетенденция наблюдалась по всей стране.
Инаконец, на фоне ощутимой инфляции нельзя забывать о защите наиболее уязвимыхгрупп населения. Помощь вынужденным переселенцам, пенсионерам, многодетным ималообеспеченным семьям, людям с ограниченными возможностями и семьям, вкоторых воспитываются дети-инвалиды, должна стать приоритетом государственнойполитики и находиться на постоянном контроле.
Чтобыэтого добиться, вместе с командой политической партии «Наш край» мыинициировали подготовку предложений к проектам государственных, целевых ирегиональных программ по реализации мероприятий в сфере социальной защитынаселения.
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко вчора о 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 168
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 109
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 101
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 87
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 79
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 38571
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 7059
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 6320
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 5031
-
Власник "Сільпо" може викупити французьку мережу Carrefour у Польщі
Бізнес 2438