Европейский бизнес в Украине: правовые реалии
В преддверии ноябрьского саммита «Восточного партнёрства» в медиа пространстве заметны различные аргументы в пользу подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС.
В преддверии ноябрьского саммита «Восточного партнёрства» в медиа пространстве заметны различные аргументы в пользу подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Как правило, можно услышать об упрощении визового режима, доступа на рынок труда европейских стран, а также о либерализации двусторонних торгово-экономических отношений в условиях беспошлинной зоны свободной торговли. В основном акцент смещается в сторону внешних преимуществ на рынке труда ЕС. При этом нередко забываются преимущества на внутреннем рынке Украины. Речь идёт о перспективе европейских инвестиций в украинской экономике. Тем не менее, существуют некоторые предубеждения среди части украинского общества. Одни сетуют о потери российского рынка, в условиях «введения пошлин для третьих стран». Другие говорят о «бесперспективности» украинского рынка для капиталовложений европейских государств.
В данном случае, нужно правильно расставлять акценты. Прежде чем делать бескомпромиссные выводы, следует разобраться в юридической специфике соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Прежде всего, должно сложиться адекватное восприятие правового аспекта механизма отношений Украины и ЕС, а также третьих стран, включая Россию. Ассоциация – не означает непосредственного членства в ЕС, где на наднациональном уровне происходит корреляция экономики стран-членов, введение определённых квот на ряд чрезмерно конкурентных производств. Плюс ко всему, именно в рамках ЕС, как интеграционного объединения, действует единый таможенный режим и тарификация, которые предусматривают пошлины и сборы для потребителей производимой продукции из третьих стран. В свою очередь, соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли не предусматривает присоединение страны участницы к единому таможенному режиму стран-членов и введение таможенных ограничений для третьих стран. Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли может лишь способствовать либерализации торгово-экономических отношений и режима инвестиций между Украиной, с одной стороны, и странами-членами ЕС с другой. Значит, в случае подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, Украина избавится таможенных ограничений на европейском рынке, без введения аналогичных ограничений для третьих стран, в том числе и России. В подобном случае, «потеря российского рынка» не является правовым императивом, а скорее субъективным мнением в чисто политической плоскости.
Нет смысла в опасениях касательно «бесперспективности» для европейского бизнеса в Украине. Украина является одной из не многих стран бывшего СССР, которая сумела сочетать в своей экономике все виды производств, от сельского хозяйства и добывающей промышленности до высоких технологий. По факту, отсутствие таможенных ограничений между Украиной и третьими странами даст возможность европейскому бизнесу воспользоваться режимом свободной торговли в свою пользу. На территории Украины, в рамках совместных предприятий, могут создаваться промышленные производства европейскими юридическими лицами совместно с украинским бизнесом, с последующей ориентацией на рынки третьих стран. Де-юре, европейские предприниматели обходят, таким образом, не совсем удобный единый таможенный режим для третьих стран. Де-факто, Украина сохраняет наработанные в течении многих лет связи со странами постсоветского пространства. Плюс, в контексте внешнеэкономической деятельности совместных предприятий произойдет диверсификация экспорта в перспективные регионы. По аналогичной схеме, возможен приток инвестиций в украинскую экономику из третьих стран для беспошлинного выхода их продукции на рынки стран-членов ЕС. Не стоит забывать и о выгоде для самих украинских граждан. Приток европейских инвестиций в экономику Украины, будет способствовать созданию новых рабочих мест. В подобном случае, возможно решение сразу двух проблем – привлечение европейских инвестиций и трудоустройство украинцев.
Говорить следует не столько об отсутствии перспективности, сколько о наличии нормативно-правовых барьеров для иностранного капитала в налоговом законодательстве Украины. Земельный кодекс Украины требует внесения изменений для обеспечения равного доступа иностранных граждан к земельным ресурсам для несельскохозяйственной деятельности. В данном, случае изменения касаются и Конституции Украины, согласно которой, право собственности на землю распространяется исключительно на украинских граждан. По факту, даже имея возможность создать в Украине своё производство, европейский предприниматель не будет иметь права собственности на землю, на которой будет находиться его предприятие. Не менее проблемным вопросом, является несоответствие украинского законодательства в сфере сельского хозяйства, включая аспект качества и безопасности продуктов питания, к стандартам ЕС. Сельскохозяйственный сектор является одним из наиболее привлекательных для европейских инвесторов. До конца неразрешённым остаётся и вопрос адаптации системы нетарифного регулирования экспортных и импортных операций Украины со стандартами ЕС. Всё это говорит о необходимости адаптации отечественного законодательства к современным реалиям отношений Украины и ЕС. Во всяком случае, времени для этого осталось немного.
Источник:
Ассоциация с ЕС улучшит инвестиционный климат в Украине, уверен эксперт http://www.versii.com/news/278951/
ЗСТ с ЕС однозначно улучшит инвестиционный климат Украины http://ubr.ua/finances/macroeconomics-ukraine/zst-s-es-odnoznachno-uluchshit-investicionnyi-klimat-ukrainy-244584
"Подписание соглашения об ассоциации с ЕС — это маленький первый шаг" http://www.kommersant.ua/doc/2303139Земельний кодекс України zakon.rada.gov.ua/go/2768-14?
КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр?
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко вчора о 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар вчора о 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 181
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 138
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 101
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 84
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 70
-
У туристичній сфері – новий тренд: ноктуризм. У чому його унікальність і чи варто спробувати
Життя 3886
-
"Зеленський – лузер? Думаю, що ні. Він – популіст". Новий випуск "Клімкін питає"
3459
-
Офіс генпрокурора закрив кожну третю кримінальну справу проти бізнесу
Бізнес 3193
-
Польські ЗМІ назвали Сільпо претендентом на мережу Carrefour. У Fozzy Group спростували
оновлено Бізнес 2915
-
Bloomberg: Зеленський попросить у США газ в обмін на доступ до ГТС України
Бізнес 2010