Заметки адвоката №36. Отвод через Facebook
Отвод через Facebook.
В начале каждого судебного заседания суд в обязательном порядке должен разъяснить сторонам их права и обязанности, в том числе право заявлять отводы: судье, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту, переводчику. При этом в каждом процессуальном законе предусмотрены практически одинаковые основаниями для отвода. Судья, например, не может принимать участие в рассмотрении дела и подлежит отводу, если: во время предварительного разрешения данного дела он принимал участие в процессе как свидетель, эксперт, специалист, переводчик, секретарь судебного заседания; он прямо или опосредованно заинтересованный в результате рассмотрения дела; он является членом семьи или близким родственником стороны или других лиц, которые берут участие в деле; если есть другие обстоятельства, которые вызывают сомнения в объективности и непредвзятости судьи. Эксперт или специалист, кроме того, не может принимать участие в процессе, если: он находился или находится в служебной или в иной зависимости от лиц, которые берут участие в деле; установление обстоятельств, которые имеют значение для дела, выходят за рамки сферы его специальных знаний.
Если в отношении родственных связей, предварительного участия в деле и соподчинения все более-менее понятно, т.к. это можно подтвердить документально, то что делать с "другими обстоятельствами, которые вызывают сомнения в объективности и непредвзятости"!?
Как процессуальные законы, так и написанные к ним научно-практические комментарии, не дают нам четких определений возникновения предвзятости, указывая лишь на то, что это могут быть товарищеские, дружественные или неприязненных отношения с лицами, которые принимают участие в деле; вражда, зависть и др. Поэтому, кстати, ввиду отсутствия четких критериев, отвод по описным основаниям всегда носит субъективный характер. А это значит, что нельзя никого поставить в рамки.
С приходом в нашу жизнь социальных сетей, у людей появилась возможность беспрепятственно добавлять друг друга в друзья, общаться между собой, комментировать публикации и устанавливать тесные взаимоотношения, тем самым выражать симпатии или антипатии друг к другу. Согласно Википедии,Дружба —личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Вот и Facebook, и другие социальные сети предполагают дружбу. Конечно, классическое понятие дружбы в них сильно нивелировано и в корне отличается от истинной дружбы: многие друзья никогда не были между собой таковыми, а настоящие друзья, порой, вообще не значатся в списках социальных друзей. Тем не менее, отношения складываются, а у адвокатов или других участников процесса появляется повод - заявить отвод. Я буквально слышу, как это звучит в судебном процессе: "Ваша Честь, я заявляю Вам отвод. Вы дружите с истцом в Facebook!".
Конечно, с одной стороны может показаться, что этого не достаточно. А с другой стороны представьте, как судья с прокурором в детстве гоняли во дворе в футбол консервной банкой, или сейчас вместе ходят в баню, или играют по выходным в большой теннис. Или вы считаете, что это не влияет на ход судебного процесса, что здесь отсутствуют те самые другие обстоятельства, которые вызывают сомнения в объективности и непредвзятости судьи?!
Интересно то, что среди психологов и обычных людей разных стран до сих пор продолжаются споры о том, какие отношения считать более важными – семейно-родственные или дружественные. Ведь родственников мы не выбираем, а друзьями становятся только близкие по духу и интересам люди. Спорить, конечно, можно долго, но для отвода в суде самое главное доказать, что существуют обстоятельства, которые исключают участие того или иного лица, а официальный статус в сети является тому дополнительным доказательством.
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 743
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 428
- Реформа "турботи" 251
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 100
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 19633
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 12426
-
"Кремль втрачає контроль". Що означає конфлікт Росії з Азербайджаном
9755
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7996
-
Bloomberg: Росія хоче продати частку у першій турецькій АЕС "Аккую" за $25 млрд
Бізнес 5653