Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
26.11.2014 14:46

Коалиционная оборона

Ексзаступник гендиректора концерну "Укроборонпром"

Отдельным пунктом в коалиционном соглашении, которое наконец-то подписали, прописана реформа системы национальной безопасности и обороны.Сдвинулось ли дело с мертвой точки или нам опять пытаются замылить глаза?

Отдельным пунктом в коалиционном соглашении, которое наконец-то подписали, прописана реформа системы национальной безопасности и обороны. Сдвинулось ли дело с мертвой точки или нам опять пытаются замылить глаза? Попробуем проанализировать.

Безусловно, важно, что значительная часть соглашения посвящена вопросам национальной безопасности и обороны, реформирования армии и оборонно-промышленного комплекса.

Много правильных пунктов. Но насколько реально они будет выполняться? Даже на первый взгляд видно, что сроки некоторых заданий мало реальны, а некоторые нормы прописаны расплывчато.

Уверен, что расходы на оборону реально вырастут, тем более, что активно продавать за рубеж военную продукцию сейчас возможности у оружейников нет. Поэтому нужно рассчитывать в основном на государственное финансирование.

Прежний бюджет, который армия буквально проела, необходимо увеличивать в несколько раз. На новые программы в прошлом году пошло менее 700 млн. грн. Львиная доля из них – на строительство корабля класса «Корвет» и завершение военно-транспортного самолета АН-70. Вот вам простое сравнение   - в 2013 году в Украине на оборону выделили 1,8 млрд. дол., а в России – 66 млрд. дол. Думаю, комментарии излишни.

В соглашении речь идет о не менее чем 3% от ВВП. С учетом падения ВВП на 8% и 20% инфляции, государственный бюджет составит около 1,3 трлн. грн. и 3% это около 40 млрд. Из которых на заводы поступит не более 10 млрд. грн. С учетом сокращения экспорта более чем в два раза, цифры для развития ОПК неутешительные. Необходимо привлекать дополнительные инвестиции и проводить реформы!

Что касается  перехода к стандартам НАТО , то в соглашении указан  2019-й год.  Не совсем понятно, это начало перехода на стандарты или окончание срока? Если второе – то сильно сомневаюсь, что за четыре года это возможно – слишком дорого для нашей страны. В то же время постепенный переход возможен, и если отечественный ОПК будет развиваться и давать новые образцы техники и оружия, то процесс перехода значительно ускорится.   Справедливости ради хочу заметить, что Украина, например, единственная страна в мире, которая производит ствольные противотанковые ракеты 6-ти калибров, в том числе и стандартов НАТО. А глубокая модернизация вертолетов по программе Геликоптер, которая под моим руководством была реанимирована на заводе «Авиакон», позволяла приблизить машины МИ-24 к стандартам НАТО.  Что же касается вступления в Альянс, то не будем себя обманывать – перспективы туманные.

В пункте реформа оборонно-промышленного комплекса  речь идет об оптимизации финансовой деятельности госконцерна «Укроборонпром» с целью возвращения большинства средств от реализации продукции предприятиям-производителям для их работы и развития. Денег для того чтобы модернизировать производство и развиваться, им действительно не хватает и причины тут не только в распределении средств, а и в коррупционных схемах, с помощью которых из оборонки долгие годы вымывали средства. Но как будет обеспечиваться этот механизм и о каком объеме средств идет речь, пока не ясно. Хватит ли политической воли и решимости отказаться от подставных иностранных посредников и фантастических агентских и маркетинговых выплат?

Что касается инициативы создания межведомственной комиссии по вопросам развития ОПК при Кабинете министров, то   подобный орган, безусловно, необходим, поскольку множество проблемных вопросов находится на стыке компетенции нескольких министерств и ведомств. Но, согласно документа, это «консультативно-рекомендательный»   орган. А без реальных рычагов влияния   он вряд ли будет результативен. Другое дело,   если решения такой комиссии будут находить отражение в поручениях премьер-министра, тогда все это способно превратиться из обычной «говорильни» в реальную работу. В нынешней ситуации не помешал бы и вице-премьер по ОПК.

Важный пункт – это разработка мер по импортозамещению. Сомневаюсь, что к указанному сроку (ІІІ кв. 2015)  возможно  создать новые производственные мощности, хотя частично работа может начаться на предприятиях со схожим производством. А концепцию подготовить вполне реально и начать ее реализовывать уже в этом году. 

На момент начала АТО более 60% предприятий зависели от импорта комплектующих. Когда мы говорим об импортозамещении, конечно мы подразумеваем, прежде всего, Россию - это 67% от всего импорта. Мы зависим от них, а они от нас, но в значительно меньшей мере. Наиболее ощутима доля импорта у нас в авиаремонте, ракетостроении и космических проектах.

Резкий отказ от комплектующих из РФ для некоторых предприятий будет означать остановку. И для многих – серьезные проблемы.  

Например, капитальный ремонт вертолета невозможен без замены винта, но продажа военных лопастей на МИ-24 строго контролируется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству России, а купить их больше негде.   Их продажа давно стала элементом определенного давления и сдерживания украинских предприятий на внешних рынках. Стоимость лопастей возрастала каждый год на 15 %, но вопрос был даже не в цене. Для того, чтобы увести у нас клиентов, украинские варианты модернизации также не согласовывались российскими разработчиком КБ «Миль». И естественно заказчик начинал колебаться. Хотя наш авиаремонтный завод «Авиакон» первым в СССР начал проводить капитальные ремонты, соответственно наработан колоссальный опыт, а качество работ проверено временем. Российские же предприятия больше ориентированы на производство. Но такой лакомый кусок, как обслуживание и ремонт авиатехники им, конечно же, упускать не хотелось.

Еще год назад я договорился с международной компанией   Paramaunt group, обладающей необходимыми технологиями, о создании на территории Украины совместного производства, но до этого, как обычно, никому не было дела.

А сейчас отсутствие контролируемой границы стимулирует нелегальный импорт и поставки по завышенным ценам через страны-посредники, такие как Беларусь.

Но всё это вовсе не означает, что импортозамещение невозможно в принципе.

Внимания в коалиционном соглашении заслуживает подпункт об организации сотрудничества в сфере разработок вооружений з иностранными производителями. Целиком и полностью поддерживаю это направление. Кооперация с технологическими лидерами и инвесторами – это то, что реально спасет нашу оборонку и даст ей серьезный толчок в развитии. Интерес к Украине был и раньше, а сейчас, накануне грандиозных вложений, он, конечно же, сильно увеличится, и мы уже видим первые сигналы. Главное не упустить эту возможность и правильно организовать процесс. Опыт подобного сотрудничества есть. Тот же «Авиакон» и совместное модернизация вертолетов с французской компанией Sagem.

Что же касается задекларированного восстановления важных предприятий ОПК, которые оказались на неподконтрольных нам территориях, на базе других предприятий, то к четвертому кварталу 2015-го года, как указано в соглашении, это сделать будет трудно.

Предприятия нарабатывают производственную базу десятилетиями. Это и оборудование, но прежде всего это специалисты. Как раз «Топаз» был ценен, прежде всего, людьми, разработчиками уникальных технологий для РЛС «Кольчуга», которые заставили понервничать немало стран. Ведь эти системы способны были распознавать самолеты-невидимки.

Вполне реально для реализации, прописанное в соглашении возобновление важных программ разработки перспективных образцов вооружения и утверждение новых программ в этой сфере.

В Украине масса программ   и нереализованных разработок, которые легли под сукно, поскольку люди, обязанные их претворить в жизнь, не видели в этом выгоды для себя, жили по принципу «здесь и сейчас». Думаю, что часть этих наработок порядком устарела. Проблемой нашей оборонки является разобщенность научных учреждений и производства. Каждый живет своей жизнью, и путь превращения новой разработки в практический образец оказывается слишком длинным.  

Очень важно, что появилось положение о внедрении механизмов предоставления возможности частным разработчикам работать над продукцией военного и специального назначения.

Руководители из «больших кабинетов» почем-то всегда скептически относились к частным разработчикам, считая, что госпредприятия способны самостоятельно выполнить любую работу. Но это далеко не так. Частник всегда лучше мотивирован и показывает результаты, как правило, и быстрей, и качественней. Поэтому правильная, сбалансированная программа государственно-частного партнерства в сфере ОПК даст приток свежих идей.   А что касается сферы IT, то в Украине специалистов хватает, вот только работают они сейчас на иностранных заказчиков и постепенно меняют место жительства.

Поэтому, к этому пункту не лишним было бы добавить программу создания государственного венчурного фонда для инвестирования в стартап-проекты. Современное оружие - это высокие технологи и средства ведения кибер-войн, программы шпионы и прочая научная фантастика, которая в странах с развитым ОПК давно стала реальностью.

 

 

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]