Стратегически важные коммуникации
Государственная система остро нуждается в информатизации и внедрении огромного количества IT-решений, которые во всех цивилизованных странах уже давно считаются чем-то само собой разумеющимся: это и единые системы реестров, и та же система E-декларирования
Украина – страна с активно развивающимся IT-сектором. IT-услуги уверенно занимают место в тройке лидеров украинского экспорта, к 2020году, говорят эксперты, IT-отрасль вырастет почти в 6,5 раз. Болеетого, в Украину даже приезжают открывать технологичные компании иностранныеинвесторы – говорят, тут и условия неплохие, и рабочая сила квалифицированная,и интеллектуальный потенциал высокий. И как всеми этим богатствами пользуетсянаше государство? Никак.
Государственные органы то изымают у IT-компаний сервера, то устраивают внезапныепроверки в лучших традициях борьбы с ОПГ: люди в масках и с автоматами,перевернутые столы и «Всем лежать мордой в пол!». Так что даже налоговые льготыне помогают – эксперты говорят, что из Украины за последних пару лет уехалопорядка 9 000 айтишников.
При всем этом, государственная системаостро нуждается в информатизации и внедрении огромного количества IT-решений, которые во всех цивилизованных странахуже давно считаются чем-то само собой разумеющимся: это и единые системы реестров,и та же система E-декларирования, и электронныйдокументооборот и много чего еще. И сектор государственной безопасности иобороны – не исключение.
Например, на данный момент мы с коллегамииз Международногопроекта «Центр подготовки «PATRIOT»на данный момент работаем над проектом внедрения единой IT-среды в Национальной гвардии Украины. На недавнейвстречес партнерами по НАТО в Брюсселе представители украинской стороны такжезаявили о том, что кибербезопасность, стратегические коммуникации и логистикаявляются одними из основных приоритетов в реформе МОУ и ВСУ. И логично было быпредположить, что для эффективного взаимодействия НГУ и ВСУ необходимо, чтобыих IT-системы имели возможности для взаимнойинтеграции. Однако, как и со всей реформой сектора государственной безопасностии обороны, какой-то координации действий тут тоже не предвидится.
Соответственно, каждая из сторон будетискать своего подрядчика – естественно, из числа тех, кто уже имеет опытразработки подобных систем для аналогичных заказчиков. В случае с Минобороныможно с уверенностью в 90% предположить, что это будет какая-то иностраннаякомпания (скорее всего, из США). Это вполне логично: разработка IT-среды будет вестись за счет средств, которыепоступят в рамках Комплексного пакета помощи от НАТО. А кто дает средства – тоти указывает подрядчика. Собственно, так и работает план финансовой помощи.
Что такое покупка технологичного продукта(будь то, в нашем случае, IT-решение илисовременная система связи)? Это автоматически ежегодные траты на обслуживание впределах 20% от стоимости продукта, которые ложатся на бюджет соответствующеговедомства. Пока есть помощь от иностранных партнеров – вроде не много. Но ведьона рано или поздно закончится! А 20% ежегодно говорят только о том, что за 5лет мы, практически, купим у того же поставщика еще один ТАКОЙ ЖЕ продукт,который к тому времени уже устареет.
За примерами далеко ходить не надо –обратимся к уже знакомому нам опыту Грузии. С началом масштабной военнойреформы, грузинские чиновники от обороны первым делом озаботились приобретениемтехники, которая бы обеспечила надежные закрытые каналы связи. Почемуприобретением? Грузия – не Украина. Достаточным научно-техническим потенциаломдля разработки собственных средств связи не обладает. Да и вопрос стоял оченьостро, а на разработку ушло бы очень много времени. Соответственно, провелизакупки. Выбор пал на продукцию американской корпорации HARRIS. Отличные станции, хорошая защита и т.д.
Однако «хорошая» - не значит «вечная». Какрезультат – стратегический противник таки эту защиту сломал. Итог: насоответствующий апгрейд, новые настройки и т.д. Минобороны Грузии должно будетощутимо потратиться в ближайшем будущем.
Здесь хотелось бы вернутся к началу этоготекста. Украина – стана с огромным потенциалом. У нас даже есть целыйГосударственный университет телекоммуникаций – то есть научная школа,специализирующаяся на проблемах связи, кибербезопасности и т.д. Но государствоупорно не делает ничего, чтобы этим потенциалом адекватно пользоваться!
При том запросе, который существует угосударственных органов на IT-решения, на продуктыв сфере безопасности вывод напрашивается сам собой: необходимо созданиегосударственной компании, которая бы занималась разработкой и внедрениемсоответствующих продуктов и решений!
Во-первых, это вопрос государственнойбезопасности. А такое доверять сторонним разработчикам не очень хочется.
Во-вторых, это существенная экономиягосударственных ресурсов. Деньги остаются в системе, они не уходят за границу.
И, наконец, в-третьих. Спрос на решения всфере кибербезопаности, эффективных электронных систем учета ресурсов, системзакрытой связи, криптографии – он ведь не снижается, а растет из года в год. Игосударство могло бы экспортировать такие собственные разработки и решения –так же, как сейчас украинские айтишники экспортируют свои услуги, работая нааутсорсе у западных компаний.
Если мы хотим действительно проводитьреформу, то целью ее должно быть не удовлетворение интересов донаторов, апостроение по-настоящему эффективной и жизнеспособной системы. И совершаякаждое действие мы должны понимать, что поток денег из-за кордона можетзакончится также, как и начался. Так что пора перестать осваивать гранты иначать заботиться об инвестициях.
- AidEx Geneva 2025: як змінюється гуманітарна допомога – і чому Україна вже попереду світу Галина Скіпальська 12:44
- Підвищення зарплат учителям має бути, але не ціною обмеження їхніх прав Лариса Білозір 12:43
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом Євген Магда 09:55
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський вчора о 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар вчора о 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Як створити робочий простір, що знижує стрес і допомагає відновленню Олександр Скнар 14.11.2025 11:27
- Коли ви "засновник" фіктивного ТОВ, про яке навіть не чули: алгоритм дій Андрій Лотиш 14.11.2025 11:25
- Ринок грантів і фандрейзингу у 2026: конкуренція зростає, правила гри змінюються Олександра Смілянець 14.11.2025 11:18
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом 2670
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 875
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 549
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 283
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 201
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 66267
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
54815
-
Операція "Мідас". Встановити походження доларів у пачках ФРС виявилося неможливим
Фінанси 49625
-
Під Києвом знайшли підпільне виробництво. Вилучили 24 т пластівців і 200 000 консервів – фото
Бізнес 28722
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10535
