Стратегически важные коммуникации
Государственная система остро нуждается в информатизации и внедрении огромного количества IT-решений, которые во всех цивилизованных странах уже давно считаются чем-то само собой разумеющимся: это и единые системы реестров, и та же система E-декларирования
Украина – страна с активно развивающимся IT-сектором. IT-услуги уверенно занимают место в тройке лидеров украинского экспорта, к 2020году, говорят эксперты, IT-отрасль вырастет почти в 6,5 раз. Болеетого, в Украину даже приезжают открывать технологичные компании иностранныеинвесторы – говорят, тут и условия неплохие, и рабочая сила квалифицированная,и интеллектуальный потенциал высокий. И как всеми этим богатствами пользуетсянаше государство? Никак.
Государственные органы то изымают у IT-компаний сервера, то устраивают внезапныепроверки в лучших традициях борьбы с ОПГ: люди в масках и с автоматами,перевернутые столы и «Всем лежать мордой в пол!». Так что даже налоговые льготыне помогают – эксперты говорят, что из Украины за последних пару лет уехалопорядка 9 000 айтишников.
При всем этом, государственная системаостро нуждается в информатизации и внедрении огромного количества IT-решений, которые во всех цивилизованных странахуже давно считаются чем-то само собой разумеющимся: это и единые системы реестров,и та же система E-декларирования, и электронныйдокументооборот и много чего еще. И сектор государственной безопасности иобороны – не исключение.
Например, на данный момент мы с коллегамииз Международногопроекта «Центр подготовки «PATRIOT»на данный момент работаем над проектом внедрения единой IT-среды в Национальной гвардии Украины. На недавнейвстречес партнерами по НАТО в Брюсселе представители украинской стороны такжезаявили о том, что кибербезопасность, стратегические коммуникации и логистикаявляются одними из основных приоритетов в реформе МОУ и ВСУ. И логично было быпредположить, что для эффективного взаимодействия НГУ и ВСУ необходимо, чтобыих IT-системы имели возможности для взаимнойинтеграции. Однако, как и со всей реформой сектора государственной безопасностии обороны, какой-то координации действий тут тоже не предвидится.
Соответственно, каждая из сторон будетискать своего подрядчика – естественно, из числа тех, кто уже имеет опытразработки подобных систем для аналогичных заказчиков. В случае с Минобороныможно с уверенностью в 90% предположить, что это будет какая-то иностраннаякомпания (скорее всего, из США). Это вполне логично: разработка IT-среды будет вестись за счет средств, которыепоступят в рамках Комплексного пакета помощи от НАТО. А кто дает средства – тоти указывает подрядчика. Собственно, так и работает план финансовой помощи.
Что такое покупка технологичного продукта(будь то, в нашем случае, IT-решение илисовременная система связи)? Это автоматически ежегодные траты на обслуживание впределах 20% от стоимости продукта, которые ложатся на бюджет соответствующеговедомства. Пока есть помощь от иностранных партнеров – вроде не много. Но ведьона рано или поздно закончится! А 20% ежегодно говорят только о том, что за 5лет мы, практически, купим у того же поставщика еще один ТАКОЙ ЖЕ продукт,который к тому времени уже устареет.
За примерами далеко ходить не надо –обратимся к уже знакомому нам опыту Грузии. С началом масштабной военнойреформы, грузинские чиновники от обороны первым делом озаботились приобретениемтехники, которая бы обеспечила надежные закрытые каналы связи. Почемуприобретением? Грузия – не Украина. Достаточным научно-техническим потенциаломдля разработки собственных средств связи не обладает. Да и вопрос стоял оченьостро, а на разработку ушло бы очень много времени. Соответственно, провелизакупки. Выбор пал на продукцию американской корпорации HARRIS. Отличные станции, хорошая защита и т.д.
Однако «хорошая» - не значит «вечная». Какрезультат – стратегический противник таки эту защиту сломал. Итог: насоответствующий апгрейд, новые настройки и т.д. Минобороны Грузии должно будетощутимо потратиться в ближайшем будущем.
Здесь хотелось бы вернутся к началу этоготекста. Украина – стана с огромным потенциалом. У нас даже есть целыйГосударственный университет телекоммуникаций – то есть научная школа,специализирующаяся на проблемах связи, кибербезопасности и т.д. Но государствоупорно не делает ничего, чтобы этим потенциалом адекватно пользоваться!
При том запросе, который существует угосударственных органов на IT-решения, на продуктыв сфере безопасности вывод напрашивается сам собой: необходимо созданиегосударственной компании, которая бы занималась разработкой и внедрениемсоответствующих продуктов и решений!
Во-первых, это вопрос государственнойбезопасности. А такое доверять сторонним разработчикам не очень хочется.
Во-вторых, это существенная экономиягосударственных ресурсов. Деньги остаются в системе, они не уходят за границу.
И, наконец, в-третьих. Спрос на решения всфере кибербезопаности, эффективных электронных систем учета ресурсов, системзакрытой связи, криптографии – он ведь не снижается, а растет из года в год. Игосударство могло бы экспортировать такие собственные разработки и решения –так же, как сейчас украинские айтишники экспортируют свои услуги, работая нааутсорсе у западных компаний.
Если мы хотим действительно проводитьреформу, то целью ее должно быть не удовлетворение интересов донаторов, апостроение по-настоящему эффективной и жизнеспособной системы. И совершаякаждое действие мы должны понимать, что поток денег из-за кордона можетзакончится также, как и начался. Так что пора перестать осваивать гранты иначать заботиться об инвестициях.
- Не трофей, а доказ: як Україні створити систему безумовної реституції цінностей Антон Чубенко 11:08
- 5 практичних уроків адаптації ветеранів у компаніях: досвід, помилки та рішення Тетяна Караваєва 10:50
- Природоохоронний виклик: Чому заповідна справа в Україні потребує нового імпульсу? Юлія Овчинникова вчора о 17:51
- Відкриття експорту: як оптимізувати адміністративні процеси для розвитку українського ОПК Олександр Федоришин вчора о 14:44
- День святого Валентина: кіно, пісні та любов до себе і до англійської Інна Лукайчук вчора о 12:59
- Чому українське мистецтво "без диплома" – це інвестиційний актив, який ми ігноруємо Ванда Орлова вчора о 10:02
- ФОП на спрощеній системі в декреті та ЄСВ: точки дотику Олена Лєснікова 11.02.2026 14:03
- Чи на часі культура біля фронту: кейси Запоріжжя, Дніпра та Бердянська Єлизавета Нечет 11.02.2026 11:16
- Ранок мільйонера без фільтрів: що реально працює, а що лише Instagram-естетика Олександр Скнар 11.02.2026 09:04
- Як правильно перевірити забудовника: про що вам не розкажуть у відділах продажів Антон Мирончук 10.02.2026 19:49
- Інвестиційні підсумки 2025 року. Постмодерн "править бал" Юрій Костоглодов 10.02.2026 17:00
- Інформаційна безпека бренду: практичний протокол захисту від фейків і дипфейків Альона Карпінська 10.02.2026 13:16
- Реабілітація після блефаропластики: коли панікувати не треба, а коли – негайно до лікаря Дмитро Березовський 10.02.2026 10:49
- AI-апокаліпсис, якого не буде Олександр Бутко 09.02.2026 23:00
- Soft Power та культурна дипломатія через системні міжнародні проєкти Ванда Орлова 09.02.2026 15:30
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях 259
- ФОП на спрощеній системі в декреті та ЄСВ: точки дотику 126
- Автоматичні штрафи за квоти: об’єктивна відповідальність бізнесу в дії 116
- Пастка "голодного художника": Чому інвестиції в "зручне" мистецтво не приносять дивідендів 110
- Добре, поки все добре. Чому шлюбний договір – це не про розлучення 97
-
Рада тимчасово підвищила граничний вік для держслужбовців до 70 років
Бізнес 16744
-
Київська ТЕЦ-6 знову зупинилася. Бахматов каже: на наступну зиму потрібна альтернатива
Бізнес 14831
-
У Карпатах на дорозі перед Буковелем почали ремонт вартістю 278 млн грн
Бізнес 3825
-
Європа майже компенсувала Україні припинення допомоги з боку США – дослідження
Фінанси 2169
-
Прощавай, приватизація. Що несе новий житловий кодекс бізнесу та інвесторам в житло
Бізнес 1837
