Как меняется украинский бизнес во время войны?
Наблюдения практикующего психолога за изменениями запросов украинского бизнеса к психологам
Тренд на бизнес, который бы не только зарабатывал, но и приносил бы удовольствие – давал бы какой-то смысл и отвечал бы определенным ценностям – появился довольно таки давно. Но для большинства собственников он все равно часто оставался сугубо декларативным. Война же наглядно показала, что любые накопления, подушки безопасности, стабильные бизнес-модели и прочие «надежные инструменты безоблачного будущего» рушатся в один момент.
Таким образом, в один момент, целенаправленная работа «на будущее» стала абсолютно лишенной смысла. Хотя бы по причине того, что будущее в том виде, в котором мы его видели из своего привычного прошлого, может вовсе и не наступить. За последние пять с лишним месяцев мы это уже не раз прожили и осознали. Работать, да и, собственно, в целом, жить, откладывая саму жизнь на потом, оказалось совершенно бесполезно.
Дивный новый мир
В этой нетипичной ситуации многие собственники либо сознательно, либо интуитивно, пришли к тому, что работать только ради денег не имеет смысла. И стали искать этот смысл не только в результате, но и в процессе. Сегодня я часто слышу от своих клиентов: «зачем мы делаем каждый день то, что делаем, если вероятность того, что все созидаемое разрушится, очень высока?»
Если раньше запросы к психологу от бизнеса были связаны исключительно с финансовым ростом, то сейчас все чаще собственники формируют их в плоскости поиска смыслов, ценностей, идей. И в этом контексте очень интересные инсайты, мощные идеи и сдвиги в ценностной парадигме, им может принести процесс психоанализа бизнеса. Причем в самых неожиданных формах и форматах.
Таких запросов стало больше, прежде всего и потому, что бизнес массово столкнулся с новыми, невиданными и даже не предполагаемыми доселе вызовами, на которые совершенно непонятно как отвечать. Методы, которыми пользовались ранее, отныне не работают. Старые способы принятия решений и поисков вариантов часто просто не отвечают реальным задачам.
Очевидно, что нужно срочно генерировать то, что выходит за пределы прошлого опыта и привычных стратегий. И многие собственники это понимают. Они привлекают специалистов, умеющих запустить процесс поиска новых решений, не только по форме, но и по сути. И все для того, чтобы инициировать такой способ мышления, который не был задействован ранее.
Например, мы в первые дни войны столкнулись с полным ступором, как и многие предприниматели и бизнесмены. Затем в начале марта мы решили провести форсайт-сессию и попытаться понять и смоделировать наш рынок и состояние наших клиентов в ближайшем будущем. Пройдя по ключевым направлениям мы быстро поняли, что помимо бизнеса и заработка денег мы теперь еще несем и определенную социальную миссию.
В результате – мы практически не останавливали работу, расширили штат сотрудников, уже в апреле вышли на довоенный объем привлечения студентов, открыли две новые программы и в июле вышли на рекордный оборот. Кроме этого запустили благотворительный проект и активно участвуем в предоставлении психологической помощи украинцам, уехавшим из горячих точек.
И что очень поразительно, практически у всех клиентов, которые начинают работать с как бы несвязанными напрямую с бизнесом вещами, такими как идеи, смыслы, ценности, эмоциональное состояние сотрудников, обязательно происходит некий скачек. Причем не постепенное изменение, а именно мощный рывок в росте. Потому что правильная работа с этими категориями меняет не отдельные процессы, а саму систему.
Психоанализ бизнеса
Именно в задачи бизнес-психологов входит помочь бизнесу увидеть в существующей системе новые возможности, сделать другие, нестандартные выборы и получить новый, зачастую совершенно неожиданный результат. Причем дорога ко всему этому, часто лежит через коллективное бессознательное всей компании, увидеть которое и есть главная задача бизнес-психолога.
Ведь обычно все стратегические изменения в компаниях происходят на уровне сознания ее собственника и сотрудников. В любом случае варианты появляются из уже приобретенного или подсмотренного опыта – другими словами всего того, что уже известно. Задача же бизнес-психолога вынуть совершенно новые идеи и методы из коллективного бессознательного компании – поднять зачастую невидимый второй слой информации.
Только так можно выйти на совершено другой качественный уровень. Причем это огромный труд, который включает в себя многочасовую работу со смыслами во всех сферах деятельности компании – от маркетинга и продаж, до самой работы с командой. Причем последний пункт можно условно обозначить как работу над развитием предпринимательского мышления у каждого участника команды.
Ведь ни для кого не секрет, что украинцы довольно предприимчивая нация. Как достичь развития предпринимательского мышления у сотрудников, спросите вы. Для начала нужно так выстроить работу компании, чтобы каждый менеджер и сотрудник понимал суть и механизм работы всего проекта целиком, а не только своего конкретного узкого участка. Имел целостное представление о реальной цели и миссии компании и чувствовал свою значимость и важность в нем.
В одной из украинских ритейловых компаний после проведения системного анализа мы выявили полную информационную изолированность в подразделениях. Более того – отдельные направления бизнеса существовали практически автономно. Не было ни корпоративов, ни корпоративных медиа, ни общих совещаний. В силу своей географической специфики многие подразделения даже не подозревали о существовании друг друга.
Когда все это было проанализировано, то стало понятно, что в какой-то момент из слаженного часового механизма компания превратилась в отдельные шестеренки, ролики и пружинки, заключенные в один большой позолоченный корпус. После прохождения нескольких страт-сессий в формате драйвового тимбилдинга, компания вышла на совершенно новую для себя модель внутренних коммуникации.
В первую очередь руководители направлений и филиалов получили большую самостоятельность. В работу филиалов был введен некий соревновательный элемент – он же был применен и по отношению к специалистам различных департаментов. Посредством закрытой группы в ФБ был налажен обмен корпоративными и рыночными новостями.
А самое главное – каждый сотрудник мог вносить свои аргументированные предложения и пожелания по поводу оптимизации бизнес-процессов. Уже в следующем финансовом году компания открыла два новых направления в бизнесе, увеличила оборот вдвое, почувствовала существенное улучшение взаимосвязей, а также сократила расходы сразу по нескольким ключевым направлениям.
Ментальная эмпатия
Регулярно получая запросы от бизнеса, в последние месяцы я заметила интересный тренд. Если раньше, работая с психологами в рамках психоанализа бизнеса, собственники в основном говорили о мотивации персонала, о повышении эффективности команды, то сейчас появился совершенно отчетливый запрос на заботу о сотрудниках, на сохранение коллектива – на все то, что на первый взгляд, напрямую к бизнесу не относится.
Психологи отлично знают, что у человека, который проходит через горе, потери или утрату близких, сохраняя себя в этом переживании, открывается сердце. Так как сложные переживания и травмы либо уничтожают человека, либо делают человека более чувствительным и эмпатичным. Да, да – все что нас не убивает, делает нас… добрее.
При этом совершенно, логично, что пройдя через разрушения и утраты, они не стали спасать или жалеть, а начали именно заботиться и думать об эмоциональном состоянии своих сотрудников. И, как никогда, более тонко его чувствовать. Этот тренд становится очень хорошо заметным сегодня на рынке. И это не просто логично – это закономерно.
А еще этот тренд подтверждает одну украинскую ментальную черту. Мы действительно очень эмпатичная и человечная нация. Украинцы готовы помогать, сочувствовать, сопереживать и оказывать поддержку – зачастую, совершенно чужим для себя людям. И это особенно проявляется в сложные моменты нашей истории, причем абсолютно во всех сферах нашей жизни.
Бизнес, в данном случае, совсем не исключение. И очень наглядно, что многие украинские бизнесмены и предприниматели с момента начала войны, не просто не остановили или ужали свои бизнесы, а начали думать об их новых смыслах, искать их истинное предназначение и превращать в настоящие социально ответственные компании с совершенно иными ценностями и миссиями.
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль вчора о 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський вчора о 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко 30.03.2025 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука 30.03.2025 14:16
-
"Бояться їхати сюди". Українській компанії не вдалося перевезти з Польщі закриту фабрику
Бізнес 92650
-
У рейтингу мільярдерів Forbes з'явилось поповнення від України
Бізнес 13661
-
Колишній власник Галі Балуваної пояснив вихід з бізнесу: Було некомфортно
Бізнес 12741
-
Порошенко показав декларацію за 2024 рік: заробив понад 4 млрд грн
Бізнес 6593
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 6580