Правда, шаг слегка неуверенный. Первую скважину власти называют «перспективной», но ее рентабельность и коммерческие перспективы пока неясны. Тем не менее, если все пойдет хорошо и добыча сланцевого газа будет экономически выгодной, Польша намерена пересмотреть газовые контракты с Россией.
Есть ли для этого реальные основания?
История США говорит, что да. Если еще в 90-е годы о сланцевом газе знал лишь узкий круг специалистов, то благодаря новым технологическим разработкам, США буквально за десятилетие сумели нарастить добычу сланцевого газа с нуля до 50 млрд. куб. м. И, что самое главное, пошатнуть гегемонию «Газпрома» на мировом рынке газа.
В Европе, где «Газпром» ближе, желание повторить «газовую революцию» наталкивается на жесткую оппозицию. России невыгодно упускать контроль на рынке, а сланцевый газ создает для нее реальную угрозу. Видимо, именно с этим связана активизация разговоров о реальных запасах нетрадиционного газа и экологических аспектах его добычи.
Украине, которая традиционно находится в сфере влияния «Газпрома», уже успели «подсказать», что «нельзя надеяться, будто сланцевый газ станет волшебной палкой» (Сергей Комлев, «Газпром экспорт»).
Вот только это не возымело нужного эффекта: украинское руководство подписало контракт с компанией Shell по разработке месторождений сланцевого газа в Украине, попутно анонсировав приход еще пяти инвесторов. А вот трансформируются ли инвестиционные планы в реальные кубометры газа, каждый из которых сможет работать на укрепление энергетической независимости Украины, мы увидим в ближайшее время. Польша доказала, что главное – это задаться целью. Все остальное – неважно.