Перезагрузка агросектора: error или можно совершить?
В Украине сотрудничество IТ и агросектора только начинается. Массово агросектор в Украине не спешит вкладываться в IТ-технологии. В одной из бесед руководитель крупной агрокомпании сказал мне о том, что в условиях кризиса ликвидности его компании просто не
В апреле украинское представительство авторитетноймеждународной аудиторско-консалтинговой компании EY опубликовала обзор развитияагросектора Украины. В нем сказано, что при условии оптимизации затрат напроизводство сельхозпродукции, максимально эффективного использования земли,Украина может повысить валовые сборы до более, чем 100 млн тонн в год. Длясравнения – сейчас это всего 40-60 млн тонн в год. То есть, по сути, агросектортеряет порядка 40 млн тонн только по причине недостаточно эффективнойорганизации производства (!). Если бы в эту отрасль внедрялись высокиетехнологии, эту проблему можно было бы давно решить.
Между тем в Европе и СШАинформационные технологии для агробизнеса уже давно и прочно вошли в обиход ипозволяют повысить урожайность, снизив при этом расходы хозяйств. Например, большинство сельскохозяйственных предприятийГермании оснащены компьютерами, имеют современную технику. Привычным делом длялюбого агрария являются почвенные карты и аэрофотоснимки.
Как этоработает? Представьте себе специальные беспилотники, их еще называют дронами, которые летают над полями и делают аэрофотосъёмку посевов. Затемпрограмма определяет проблемные участкис низкими всходами, доставляет туда удобрения или пестициды. Расход удобрений ипрочих ресурсов уменьшается, урожайность, наоборот, повышается. Всем хорошо.
В Украине сотрудничество IТ и агросектора только начинается. Сегодня слышны лишь редкие новости обиспользовании робототехники. Одним из самых ярких таких примеров может бытьпроект Drone.ua, который стал главным аэроразведчиком крупнейшей в странеагрокорпорации Kernel. Но один в поле не воин. Почему массово агросектор вУкраине не спешит вкладываться в IТ-технологии?
В одной из бесед руководитель крупной агрокомпаниисказал мне о том, что в условиях кризиса ликвидности его компании просто не покарману инвестиции в IT. И как бы ни было интересно ему использование высокихтехнологий в агробизнесе, пока этонаправление остается только несбыточной мечтой. Поэтому пока Кабмин обещаетаграриям «золотые горы», те продолжают работать дедовскими способами в надеждена то, что когда-нибудь все-таки доживут до обещанного светлого будущего. Воттолько доживут ли?
Безусловно, потенциал от взаимодействия IТ и агросектора для Украины может быть огромен. И не только в сфереповышения урожайности. Высокий уровень украинских IТ-специалистовпозволил бы им создавать инновации не только для внутреннего рынка, но и дляглобального под украинским брендом. Ведь сегодня как агробизнес, так и IТ-сфера по большому счету являются донорами для зарубежных компаний истран. И это при том, что агропром обеспечиваетпорядка 14% объема ВВП Украины. Риск в том, что бездумная политикаправительства может привести к такому же спаду, который сегодня уже наблюдаетсяв IТ-индустрии. Мы дождемся стагнации, итогда делать что-то будет уже поздно. Поэтому нужно менять подходы истимулировать появление совместных проектов IТ и агросектора. Сотрудничество этих двух отраслей могло быпозволить им создавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, увеличитьих экономический потенциал. Взять хотя бы применение IТ вметеорологии. При помощи высоких технологий можно просчитывать измененияклимата. Это позволяет адаптировать структуру аграрного сектора под новыеданные, развивая новые направления пока «спят» конкуренты.
Проблема втом, что с одной стороны, IТ-профессионалыдалеко не всегда понимают нужды аграриев. С другой – аграрии зачастую не имеют средств дляинноваций или просто не знают, какие решения и технологии уже существуют, и каких можно применить. Ведь разрабатываются такие программные продукты, восновном, неизвестными широкой публике стартапами с последующим немедленнымэкспортом за рубеж.
Для того чтобы наладить сотрудничество агросектора и IТ-индустриив Украине, нужно не так много. Во-первых, организовать постоянный диалогсоздателей украинских IТ-стартапов с аграриями, возможно,нужен общественный совет, регулирующий это направление при Министерстве аграрной политики и продовольствия.Во-вторых, необходимы программы государственной поддержки небольшихагропроизводителей, внедряющих украинские инновационные разработки илиучаствующих в экспериментальной отработке инновации. В третьих, нужно создатьспециальный налоговый режим, при котором IТ-специалистамбыло бы выгоднее производить для украинских аграриев, чем на экспорт.
И в завершение. Бразилияв свое время внедриларесурсосберегающие технологии, в том числе технологии точного земледелия сприменением IТ на 60% сельскохозяйственныхугодий. В результате за последние десять лет урожайность зерна увеличилась вдва раза. И это притом, что за этот же период посевная площадь выросла лишь на11%. В результате страна получает дополнительный доход в размере 10 млрд. долл.ежегодно.
Спрашивается,чем Украина хуже? Нет, можно, конечно, работать «по-старинке» пока нашиконкуренты в других странах технологически обгоняют украинских аграриев. Болеетого, европейские компании будут с радостью потирать руки, потому что сильныеконкуренты никому не нужны. Это понятно.Но разве не досадно, что имея такой потенциал развития, наша страна будетсидеть на задворках Европы и бороться за выживание?
- Гроші в трубі: чому іноземний капітал тихо заходить в українські ПСГ Ростислав Никітенко 08:50
- Дилема ув’язненого та правовий парадокс Юрій Шуліка вчора о 17:15
- Із колеги в керівники: 7 кроків до справжнього авторитету Олександр Висоцький 31.01.2026 20:35
- Звільнені, але не врятовані. Чому пекло полону для жінок не закінчується на пункті обміну Галина Скіпальська 30.01.2026 13:19
- Позов для скасування штрафу ТЦК у 2026: повний гайд Павло Васильєв 30.01.2026 12:58
- Воднева політика ЄС: що з цього реально працює для України Олексій Гнатенко 30.01.2026 12:03
- Емоції як сигнальні лампочки: чому їх не варто "заклеювати" і як з ними працювати Олександр Скнар 30.01.2026 08:53
- Адвокат 2050: професія на межі революції Вадим Графський 29.01.2026 19:35
- Чому професійна освіта в Україні програє не через якість - а через комунікацію Костянтин Соловйов 29.01.2026 16:43
- Як формуються гемблінг-спільноти та чому вони відрізняються від звичайних соцмереж? Андрій Добровольський 29.01.2026 16:06
- Підприємництво в епоху штучного інтелекту Дарина Халатьян 28.01.2026 14:55
- Чому ви не можете вирішити – навіть коли все вже зрозуміло Валерій Козлов 28.01.2026 14:47
- Коли фото вирішує все: медійні маніпуляції та презумпція невинуватості Богдан Пулинець 28.01.2026 11:43
- Приватність постфактум: чому персональні дані в Україні захищаються запізно Лілія Олійник 27.01.2026 16:35
- Енергетична інфраструктура України 2026: модернізація та інвестиції Олексій Гнатенко 26.01.2026 13:52
- Звільнені, але не врятовані. Чому пекло полону для жінок не закінчується на пункті обміну 215
- Воднева політика ЄС: що з цього реально працює для України 101
- Енергетична інфраструктура України 2026: модернізація та інвестиції 97
- Приватність постфактум: чому персональні дані в Україні захищаються запізно 92
- Коли фото вирішує все: медійні маніпуляції та презумпція невинуватості 92
-
Шмигаль пояснив причину аварії в енергосистемі
доповнено Бізнес 9950
-
Глюкофон, "лігво" і цегла на плиті: які методи обігріву працюють, а які – повна нісенітниця
Життя 4857
-
Найдорожча приватна компанія світу заробила $8 млрд за рік
Фінанси 3478
-
Таємна зустріч із Януковичем. Уривок з книги Турчинова про події Революції Гідності
1887
-
Біткоїн нижче $80 000. Ринок криптовалют просів на $111 млрд за 24 години
Фінанси 1260
