Хроники "белого" бизнеса: необъявленная война
"Та невже? У вас досі не було обшуків? Тоді ми йдемо до вас", - это не пародия на хорошо известную рекламу TIDE, а реалии «белого» бизнеса в Украине.
«Та невже? У вас досі не було обшуків? Тоді ми йдемо до вас», – это не пародия на хорошо известную рекламу TIDE, а реалии «белого» бизнеса в Украине.
Очень похоже на новый штамм мутированного вируса родом, возможно, с 37-го или лихих 90-х, вакцину от которого нам еще предстоит придумать.
А пока «белый» бизнес без вакцины и с крайне ослабленным иммунитетом ведет неравный бой со сфабрикованными делами, незаконным наложением арестов на имущество, изъятием материальных ценностей и вынужденными судебными тяжбами.
Некоторые хроники борьбы правоохранителей с бизнесом широко освещают СМИ. Как, например, ситуацию вокруг основанной в 2000 году в Швейцарии компании RISOIL S.A.
Зерновой терминал в порту «Черноморск», ставший ареной удручающих событий, – одно из ее подразделений, которые успешно работают в ряде стран Евросоюза, Украине и Грузии.
Как скандал в благородном семействе прозвучало заявление руководства компании о рейдерстве со стороны представителей ГПУ, которые пытались … украсть зерно на полмиллиона долларов!
По словам директора представительства Risoil S.A. в Украине Шота Хаджишвили, правоохранители в штатском, фривольно трактуя решения судов, блокировали работу всего терминала, проводили обыски в офисе и на квартирах сотрудников, а также пытались незаконно вывезти 3 тыс. тонн зерна
стоимостью 500 тыс. долларов.
Только шумиха в прессе и митинг под зданием прокуратуры сотрудников компании и ОО «Бізнес варта» заставили людей в погонах «придержать коней».
В шахматах это называется отложенной партией. Предсказать ее природу и продолжительность сложно. А ближайшую перспективу легко: явки на допросы, адвокаты, суды, репутационные риски, миллионные убытки. И с абсолютной уверенностью можно утверждать, что за все это никто из ГПУ не ответит по закону, который они обязаны защищать.
Если и были «доброжелатели», которые считали эту ситуацию не системным, а частным случаем и упрекали реалистов в приступах панических атак, то выступление 18 октября 2018 года главы Одесской ОГА Максима Степанова на Х Национальном Экспертном Форуме развеяло последние надежды.
Губернатор заявил, что контролирующие или правоохранительные органы должны нести ответственность и возмещать убытки в случае незаконных действий, которые наносят бизнесу сотрудники этих органов, и привел убийственную статистику: ежедневно в стране происходит около 300 (!) обысков или арестов имущества. По его словам, во втором квартале 2018 года количество обращений предпринимателей к бизнес-омбудсмену возросло на 73% по сравнению с прошлым годом, а их общее количество перевалило за 4 тысячи.
И при этом ни одной победоносной информации о дополнительных поступлениях в бюджет от широкомасштабной карательной акции против бизнеса. Хотя подобная «охота на ведьм» априори наносит только явный ущерб бизнесу и латентный, но весьма существенный – бюджету.
Специально консультировалась с юристами-международниками, чтобы сравнить европейскую и украинскую практику правовой защищенности бизнеса. Догадываетесь: как метр и килограмм. Счастливые люди, они еще в 1950 году приняли Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод, а частная собственность – неприкосновенна просто на ментальном уровне.
У нас в этом направлении заслуживает внимания Закон Украины от 16.11.2017 2213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования».
Без ложной скромности скажу, что Таможенный комитет Общественного совета при ГФС принимал активное участие в его обсуждении на стадии законопроекта и даже направлял предложения.
Для реализации положений этого закона постановлением КМУ от 28.12.2018 создана Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения соблюдения правоохранительными органами прав и законных интересов лиц.
Загуглите, будете приятно удивлены ее персональным составом.
Ну и наконец, совсем свеженький проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства и других лиц правоохранительными органами во время осуществления досудебного расследования» № 8490, направленный 27.09.2018 на подпись Президенту.
Один закон уже действует, межведомственная комиссия создана, еще один - находится на подписи. Есть Европейский суд по правам человека, а в
Уголовном кодексе – статья 206. Еще в 1997 году Украина присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, а статья 30
Таможенного кодекса предполагает даже уголовную ответственность таможенников за неправомерные решения или действия и возмещение
нанесенного бизнесу ущерба.
Вот и получается, что с законотворчеством не так уж и плохо. С его реализацией – беда. Беда с «белым» бизнесом, который заслуживает цивилизованного отношения к себе. Без автоматчиков, масок, без запугивания сотрудников, изъятия имущества, блокировки работы офисов и миллионных
убытков, за которые никто никогда не извинится, и уж тем более их не возместит.
Но, как говорится, всё проходит. Знаю, что пройдет и это. Я ведь, собственно говоря, только одного боюсь, что «поки сонце зiйде, роса очi виїсть».
- Аналіз ситуації з Ольгою Харлан під час Чемпіонату світу у серпні 2023 року Тарас Самборський 15:01
- "Водна армія": як хвиля фейків знищує репутацію за ніч Михайло Зборовський 13:39
- Нерухомість під час війни: чому інвестиції в Київ та область стають "новою класикою" Антон Мирончук 10:43
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко вчора о 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар вчора о 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 193
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 163
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 104
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 84
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 75
-
Bloomberg: Зеленський попросить у США газ в обмін на доступ до ГТС України
Бізнес 14084
-
Офіс генпрокурора закрив кожну третю кримінальну справу проти бізнесу
Бізнес 12064
-
У туристичній сфері – новий тренд: ноктуризм. У чому його унікальність і чи варто спробувати
Життя 5508
-
Православні країни приречені жити гірше? Клімкін питає Грицака: великий подкаст
4165
-
Польські ЗМІ назвали Сільпо претендентом на мережу Carrefour. У Fozzy Group спростували
оновлено Бізнес 3246