Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.

О правах пенсионеров из зоны АТО

 Понятие «декабристы» впервые появилось в обиходе после  попытки государственного переворота, состоявшейся в Петербурге, столице  Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Альтернативное значение этого понятия возникло  в связи с принятием 19 декабря 1956 года Указа Президиума ВС РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство», который устанавливал административную ответственность за мелкое хулиганство и санкцию от 3 до 15 суток ареста (отчего появившихся суточников-хулиганов прозвали «декабристами»). И вот теперь у нас могут появиться новые «декабристы» - пенсионеры, подпадающие под действие резонансного постановления КМУ № 595 от 7 ноября 2014 г. (в дальнейшем будем его называть Постановление), согласно которому с 1 декабря 2014 г. в зоне АТО прекращается выплата пенсий и социальных пособий.

  Попробуем разобраться с некоторыми, наиболее распространенными заблуждениями, имеющими отношение к этой проблеме.

     1.Этим Постановлением нарушаются конституционные права граждан, в том числе на пенсионное обеспечение.

      Согласно ст.85 Закона Украины «Про пенсійне забезпечення», выплата пенсий производится по месту проживания пенсионера, независимо от регистрации места  проживания, и должна производиться ежемесячно. Поэтому в части отказа выплачивать пенсии в зоне АТО формально имеет место нарушение этой нормы закона. И чтобы не нарушать эту норму, правительству было бы вполне достаточно продолжать перечислять пенсии на счета «Укрпочты» или банковские карточки (заведомо зная, что в зоне АТО почтовые отделения и учреждения банков не функционируют), и тогда формально все претензии пенсионеров должны быть адресованы «Укрпочте» и банкам, как субъектам частного права, за оперативно-хозяйственную деятельность которых государство по закону ответственности не несет. Так что в итоге создает большую проблему пенсионерам – формальное соблюдение нормы закона (с одновременной технической невозможностью ее реализации), или определенное ее нарушение, с предоставлением альтернативного способа ее реального выполнения? С другой стороны, согласно ст.87 этого же закона,  «Суми  пенсії,  не  одержані  своєчасно  з  вини  органу,   що призначає або виплачує пенсію, виплачуються  за  минулий  час  без обмеження будь-яким строком». И в этой части нормы Постановления о выплате задолженности по пенсиям на неподконтрольных Украине территориях после окончания АТО являются полностью законными.

     2.Зарегистрироваться для получения пенсий вне зоны АТО можно лишь до 1 декабря 2014 г.

     Такого ограничения ни в Постановлении, ни в только что опубликованном Законе Украины «Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб» (в дальнейшем будем его называть Закон) нет. Заблуждение возникло, по-видимому, из-за упоминания этого срока в контексте перемещения из зоны АТО госучреждений, что само по себе не имеет отношения к правовому механизму социальных выплат. Следует заметить, что косвенное влияние та пенсионные (и иные социальные) выплаты перемещение соответствующих учреждений из зоны АТО все-таки оказывает – в тех случаях, если они в зоне АТО продолжали функционировать, поскольку с 1 декабря это прямо запрещено Постановлением. Так что пенсионеры и иные получатели «социалки», которые не перерегистрируются за пределами зоны АТО, с 1 декабря перестанут получать свои выплаты – но не навсегда, а только до момента перерегистрации, после которой им будет выплачена вся причитающиеся задолженность.

     3.Для получения выплат необходимо документальное подтверждение факта непроживания в зоне АТО, или регистрация места жительства (так называемая «прописка») , или подтверждение факта аренды жилья вне зоны АТО.

     Таких требований ни в Постановлении, ни в Законе нет. Единственный документ, подтверждающий право на получение «социалки» вне зоны АТО – это справка о взятии на учет перемещенного лица, порядок выдачи которой определен постановлением КМУ № 509 от  1 октября 2014 г. Выдается эта справка только на основании личного заявления и документа, удостоверяющего личность. Все остальное – не более, чем самодеятельность  нашей бюрократии.

     4.Целью Постановления является прекращение практики «пенсионного туризма», приводящего к финансированию ЛНР-ДНР и их политической легализации.

     Это заблуждение уже можно отнести не столько  на счет граждан, сколько украинской власти. Во-первых, если воспринимать нормы законодательства с позиции их буквального прочтения и безусловного исполнения, то «пенсионный туризм» таким образом пресечь нельзя. Скажем, как можно помешать пенсионеру после регистрации выезда из зоны АТО и переоформления пенсии, получить ее наличными и тут же возвратиться на прежнее место жительства? Ведь механизм контроля за такими перемещениями де-юре отсутствует. Да, декларативная норма о праве государственных органов контролировать выполнение этого Закона имеется – но процедуры такого контроля не прописаны, и любая «самодеятельность» наподобие опроса соседей по новому месту жительства может быть легко обжалована в административном суде. Во-вторых, не совсем понятно утверждение наших «вождей», что пенсии, полученные гражданами, попадают в распоряжение террористов в зоне АТО. Может, наши пенсионеры настолько богаты, что могут оказывать кому-то благотворительную помощь?

     5.Принятое Постановление является актом геноцида пенсионеров Донбасса.

     Да, в Постановлении имеется жесткая альтернатива – или получение пенсии за пределами зоны АТО, или ее получение (в полном объеме) после окончания АТО. Третьего не дано – поэтому граждане, физически не способные выехать за пределы зоны АТО, действительно будут поставлены на грань физического выживания. Но зададимся вопросом: а до принятия Постановления этой угрозы не было? И как можно организовать выплату пенсий на территории, на которой не действуют никакие законы, на которой рвутся снаряды и парализовано регулярное транспортное  сообщение? Какой инкассатор согласится поехать с пенсионными деньгами в зону АТО, и какое оружие (пулемет, гаубица типа «Пион», ядерная боеголовка) у него должно быть при себе для отражения возможного разбойного нападения?

     И последнее, о чем хотелось бы сказать  -  в том числе нашим «вождям», принимающим и исполняющим законы. Согласно ст.24 Конституции Украины, «Не може бути привілеїв чи обмежень за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, статі, етнічного та соціального походження, майнового стану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками». Граждане Украины, проживающие в зоне АТО – все же граждане Украины, независимо от политических взглядов (любви-нелюбви к Украине, России или ЛНР-ДНР), и пока они не отказались от гражданства Украины, их дискриминация по признаку места проживания недопустима. К сожалению, сейчас невозможно с полной уверенностью предсказать, чем (и тем более – когда) закончится «проект Новороссия» - будет ли эта территория в ближайшее время возвращена Украине, интегрирована в ее состав на особых условиях, или же на многие годы так и останется непризнанным квазигосударством. Но жизнь у человека одна, и многие годы – это очень долго, ведь жить нужно сейчас. И поэтому необходима правовая система, позволяющая адаптировать  население к проживанию в зоне АТО здесь и сейчас. Если уж правительство так озабочено тем, что деньги пенсионеров могут попадать в руки террористов, то эффективным выходом из положения было бы ограничение снятия наличных денег с пенсионных карточек для тех, кто не выехал из зоны АТО. Тогда «пенсионный туризм» превратился бы в поездки за продуктами в ближайший к зоне АТО супермаркет. А если уж контролировать перемещение наличных денег в зону АТО – то начинать надо не с пенсионеров, а создавать полноценные таможенные посты на линии разграничения сторон.

     Не стоит порождать новых «декабристов».

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]