Почему иностранные инвесторы боятся украинских правоохранителей
И как работать с отечественной правоохранительной системой
Чем наши правоохранители отличаются от заморских? Кроме профессионализма и степенью безответственности больше не чем. Наши часто напоминают обезьяну с гранатой. Без труда могут получить определения суда на обыск или арест счета. Могут прийти, и не копируя информацию изъять компьютеры и оригиналы документов. С такой же легкостью могут публично обвинить в финансировании терроризма или в уклонении от уплаты налогов. Про такие истории пишут сми и говорят пострадавшие инвесторы. И не удивительно, что для иностранных компаний подобное поведение правоохранительной системы похоже на варварские межплеменные африканские войны. Как работать в таких условиях?
Бизнес в Украине десятилетиями идет нога в ногу с уголовным преследованием. Нет вы не встретите бизнесмена в следственном изоляторе или на скамье подсудимых, просто уголовное дело в нашей стране элементарно открывается при наличии любой информации ( не всегда достоверной) о причастности сотрудника компании к возможному преступлению. Открытие уголовного производства невозможно обжаловать, также как и невозможно принудить его закрыть. Расследовать подобные дела следователь имеет право до 18 месяцев. Все это время правоохранители имеют право опрашивать и допрашивать сотрудников, проводить всевозможные экспертизы, собирать и изымать документы в т.ч. проводить обыски, арестовывать изъятое имущество, арестовывать счета и проводить негласные следственные действия в т.ч. организовывать прослушку и слежку за персоналом. На первый взгляд аналогичный инструментарий имеет любой другой правоохранительных орган европейских стран, но на практике чрезмерное злоупотребление им может привести к блокировке законного бизнеса.
Чтоб минимизировать риски от подобного расследования следует определить «точки боли» в компании. Это может быть репутация, текучка кадров, информация, производственные мощности, товар. Каждый бизнес-процесс имеет свои особенности, главное определить может ли «инструментарий» следствия его поломать. Если ответ положительный, то нужно адаптировать бизнес-процессы к украинским реалиям. Основная задача при построении системы защиты- это выстроить ее настолько эффективно, чтоб расследование правоохранителей не смогло заблокировать хозяйственную деятельность компании. В том числе это может быть подготовка персонала к следственным действиям, структурирование бизнеса с целью защиты активов, формирование пиар-стратегии защиты, а также проработка действенных механизмов привлечения к ответственности лиц повлекшие блокировку бизнеса. Критерием эффективности защиты будет сохранение прибыли и эффективности компании во время уголовного преследования. Не маловажным также является наличие политического лобби интересов компании на государственном уровне. Публичным компаниям намного легче донести свою правовую позицию до государства.
Следует помнить, что типичные ошибки компании состоят в коррупционных проявлениях и в длительных сроках принятия управленческих решений. Не менее важно также не допускать ошибки во время обыска к ним относят:
Отсутствие профессиональной охраны офиса. Перед обыском следственные органы собирают оперативную информацию о компании с целью скорейшего проникновения в нее и недопущения уничтожения информации. Как правило, за неделю до обыска оперативные сотрудники ведут наружное наблюдение за офисом, чтобы определить точки проникновения.
Самое оптимальное время для обыска – отсутствие в офисе руководства (отпуск, командировка) и накануне выходного дня. Без профессиональной охраны и налаженного пропускного режима компания рискует обнаружить правоохранителей в кабинете своего директора, когда их действия уже в самом разгаре. А при фактически начатом обыске уже мало смысла в выяснении оснований его проведения.
Отсутствие профессиональной адвокатской помощи. Наличие у компании договора на предоставление правовой помощи во время обыска повышает шансы участия адвоката в следственном действии. Предварительное знакомство адвоката с компанией минимизирует риски его дискредитации правоохранительными органами во время обыска. Проводить кастинг адвокатов, когда внутри уже идет обыск – занятие малоэффективное.
Отсутствие видеонаблюдения в офисе. Гласность – это серьезное оружие современного общества. Простой глазок камеры часто заставляет вспомнить о существовании Уголовно-процессуального кодекса и банальных правил приличия. Камеры должны быть установлены в недоступном месте во избежание их повреждения и отключения. Информация с камер должна храниться на удаленных серверах для предотвращения факта их изъятия. Необходимо иметь правоустанавливающие документы на установку и приобретение систем видеонаблюдения.
Отсутствие правоустанавливающих документов на помещение. Часто во время обыска в определении следственного судьи отсутствует номер комнаты (офиса) обыскиваемого помещения. Если правоохранители пришли не по адресу, необходимо предъявить документы, подтверждающие право пользованием помещения (с планом расположения), и указать это в протоколе. За незаконное проникновение в жилье или другое владение лица (офис, склад, автомобиль) предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 162 УК.
Отсутствие у компании документов, подтверждающих право собственности на имущество, изъятое во время обыска. В Украине категория частной собственности молода, да и нынешняя ситуация с законностью не способствует ее развитию. Часто в офисах присутствует винегрет из юридических лиц и горы так называемого «внебалансового» имущества. Важно помнить, что отсутствие на балансе предприятия имущества, которое было изъято во время обыска, делает невозможным его возврат (а также отсутствие документов, которые подтверждают приобретение или аренду этого имущества). Храните оригиналы документации, которая подтверждает имущественные права, вне офиса – во избежание их изъятия.
В целом, не каждая иностранная компания может себе позволить работать с такими рисками, но в этом и есть особенности нашей правоохранительной системы. Если компания прошла такой краш-тест и уголовное расследование ее не разрушило, значит в компании правильно выстроена защита и бизнес-процессы.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21166
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 9753
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7649
-
Найбільший роботодавець і платник податків Херсонської області збанкрутував через війну
Бізнес 6301
-
Серіал "Король Талси" за участю Сильвестра Сталлоне продовжили на два сезони: деталі
Життя 5283