Солнечные электростанции: поглотители чернозема или шанс для энергетики Украины?
Энергетика в нашей стране всегда была обсуждаемой темой на любых уровнях – от экспертного до бытового. Причем с сильным перевесом бытового.
Энергетика в нашей стране всегда была обсуждаемой темой на любых уровнях – от экспертного до бытового. Причем с сильным перевесом бытового. Почти каждый имеет собственное «экспертное» мнение о себестоимости добычи украинского газа, грабительском «зеленом» тарифе, разрушении озонового слоя и, конечно же, вреде солнечных электростанций для экологии. Мне как владельцу компании, которая развивает в Украине солнечную энергетику, хочется внести ясность в тему, в которой разбираюсь экспертно. Накипело, как говорится. Давайте по порядку.
Пятна на солнце
Часто слышу обвинения по типу «вы загрязняете природу, строительство солнечных электростанций – очень экологически грязный процесс». Такие комментаторы путают производство солнечных панелей с непосредственно строительством электростанции. Мы занимаемся последним, а производят фотоэлементы и панели, в основном, в Китае. И да, процесс это крайне энергоемкий и достаточно вредный. Так что китайцам спасибо. А строительство СЭС исключительно экологичный процесс. Мало того, что оно очень часто происходит на заболоченных почвах, абсолютно не пригодных для выращивания сельхозкультур, но и демонтировать станцию по истечении срока службы можно за считанные недели, оставив природу практически нетронутой.
Вас тут не стояло
Часто нас, солнечников, упрекают, что занимаем плодородные украинские черноземы. Ну да, занимаем. Но только земли, которые выведены из реестра сельскохозяйственного назначения. Земля все равно «гуляет», ее никто не обрабатывает. Так что гумус мы не разрушаем. А солнечные электростанции создают рабочие места, инфраструктуру, генерируют электроэнергию, в конце концов, которой, судя по веерным отключениям последних лет, в Украине отнюдь не переизбыток, а совсем наоборот.
Об «экологичности» городских транформаторов
Еще один вроде бы козырь в рукавах противников альтернативной энергетики – это установленные на солнечных электростанциях трансформаторы, которые опасны из-за возможных утечек масла (а масло – это нефтепродукты, которые могут загрязнить почву). Как раз для исключения этих рисков мы специально проектируем под фундамент каждого такого трансформатора специальный герметичный резервуар для 100% объема масла. Если при аварии масло вытечет – его легко просто собрать и утилизировать. Никаких проблем и рисков для экологии. Чего, увы, не скажешь о сотнях и тысячах городских трансформаторных станций, которые установлены еще в советское время и давным-давно выработали свой ресурс. Двойного дна там нет и в помине. Это настоящие бомбы замедленного действия, но никто почему-то не кричит SOS.
Прекрасный «зеленый»
Мой самый любимый миф – о «зеленом» тарифе, за который, дескать, должны платить втридорога простые потребители электроэнергии. Так никто из вас за этот тариф не платит – данная программа не предусматривает компенсации разницы в тарифах за счет населения. Это финансирование берут на себя банки-кредиторы, тот же ЕБРР, за счет адресных вливаний в эту сферу. Важно понимать, что «зеленый» тариф - это стимулирование инвестиций в украинскую экономику. Недавние громко распиаренные на самом высоком уровне соглашения по строительству ветростанции «Сиваш» и будущие совместные украино-норвежские проекты на 1,5 миллиарда долларов – из той же обоймы. Пока украинская экономика не стала привлекательной для инвесторов, мы должны показать им выгоду этих вложений. Это нормальный бизнес-подход. Иначе никто к нам не придет и ничего не построит – ждать помощи от «доброй» Европы не стоит. Cейчас в страну заходят деньги, причем немалые, растет ВВП, производится электроэнергия. Далее по истечение срока действия «зеленого» тарифа все эти станции будут работать с ценой в разы меньше существующих «дешевых» традиционных электростанций. И уже экологичная возобновляемая энергетика будет дотировать вредную традиционную энергетику. Поясню.
С головы на ноги
Несколько лет назад активно обсуждалась тема модернизации генерирующих мощностей в Украине. Сейчас как-то подзаглохла, а зря. Я сейчас даже не касаюсь темы дорожающего топлива для них – угля и газа, это отдельная история. Проблема в том, что подавляющее количество наших теплоэлектростанций выработали свой ресурс еще в конце 1990-х годов. И сейчас в буквальном смысле медленно рассыпаются. Все это большие выбросы углеводородов в почве и воздухе, болезни дыхательных путей, опасность аварий и так далее. Поэтому если уже сегодня не думать о том, чем мы через 7-10 лет заменим ветшающие мощности, которые сегодня генерируют львиную долю потребляемой Украиной электроэнергии, то будущее нас ждет незавидное. При этом одной модернизацией старых мощностей не обойтись – нужно строить новые. Думать можно в направлении атомной энергетики, гидростанций, переработки бытовых отходов. В Европе, на которую мы постоянно равняемся, давно поняли, что будущее – за возобновляемыми источниками энергии. Вспомним ту же Германию, где не так давно в один из дней электроэнергия, выработанная с помощью ВИЭ, покрыла 50% потребления всей страны.
И, наконец, вишенка на торте. Знаете какой срок окупаемости объектов традиционной генерации? Ответ вас удивит: 25-35 лет. И стоимость производимой ими электроэнергии сейчас ниже альтернативной только потому, что станции окупились десятки лет назад – в советские времена. Солнечные же, как и ветряные станции окупаются в среднем за 5-7 лет. Почувствуйте разницу, а выводы о пользе или вреде делайте сами.
- Геніальність від народження? Філософія, маркетинг чи шлях розвитку? Вільям Задорський вчора о 20:02
- Лобіювання як інструмент для українських ветеранів Олексій Шевчук вчора о 18:16
- Листопад 2025 року показав тенденцію до скасування розшуків, оформлених ТЦК Павло Васильєв 05.12.2025 22:21
- Про необхідну оборону – як версію захисту Костянтин Рибачковський 05.12.2025 22:17
- Бронювання працівників: правила та вимоги Віталій Соловей 05.12.2025 17:55
- Чому найуспішніші люди бояться слабкості і як це впливає на їхнє лідерство Юлія Буневич 05.12.2025 17:30
- Якими будуть інтер’єри 2026 Алеся Карнаухова 05.12.2025 13:42
- Не бути туземцем Сергій Дідковський 05.12.2025 10:28
- Святий Миколай, Санта Клаус та Father Christmas: у чому різниця – і що між ними спільного? Інна Лукайчук 04.12.2025 18:46
- За що компанії можуть втратити статус "критично важливих" та що робити далі Віталій Соловей 04.12.2025 17:54
- Що робити, якщо співробітник вкрав клієнтську базу Олександр Висоцький 04.12.2025 17:08
- Переоцінка безпомилковості ШІ студентами: експериментальні докази Олександр Серт 04.12.2025 16:32
- Як мислити ефективніше: техніка шести капелюхів Едварда де Боно Олександр Скнар 04.12.2025 09:36
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу Валерій Карпунцов 03.12.2025 21:18
- "FPV на арабіці": акцизний податок на каву як інструмент поповнення військового бюджету Кароліна Холявко 03.12.2025 18:58
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль 802
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу 290
- За що компанії можуть втратити статус "критично важливих" та що робити далі 281
- Бронювання працівників: правила та вимоги 206
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера 174
-
У Новий рік без шампанського та коньяку: що зміниться з 1 січня 2026 року
Думка 22841
-
Турецький буксир "з невідомих причин" кинув танкер, підбитий Україною, у болгарських водах
Бізнес 2298
-
Росія вдарила по електростанціях: графіки відключень світла будуть гіршими
Бізнес 2036
-
Таємниці екіпажу "Тунгуски": як радянська зенітка захищає Київ від "шахедних" атак
1702
-
Гендиректор Warner Bros. стане мільярдером завдяки угоді з Netflix
Бізнес 1570
