Я научу вас плохому!
Представьте себе ситуацию: идёт по улице человек, имея с собой оружие, и видит, как десяток злодеев избивают ребёнка. Что ему следует сделать?
Пройти мимо? Вмешаться, не применяя оружие, и пасть жертвой злодеев? Или применить оружие, заведомо зная, что за это его ждёт тюрьма? Трудный выбор...
потом над вами смеются,
потом борются с вами.
А потом вы побеждаете.
(Махатма Ганди)
Мне пришлось делать такой же выбор в 2009 году – образно говоря, конечно. Тогда я работал начальником отделения Ощадбанка и видел, что происходит с заёмщиками, которые взяли валютные кредиты на автомобили, жильё и внезапно оказались неспособны их выплачивать из-за девальвации гривны.
Я видел, как банкиры, словно стервятники на ослабленную жертву, накинулись на должников, у которых было привлекательное имущество. Как банковские клерки называли ипотечных заёмщиков лохами и "импотечниками", и шутили, что лучшим противозачаточным средством является валютный кредит на квартиру.
Я видел, как сотрудники служб безопасности банков требовали у должников доверенности на продажу залогового имущества, якобы для полного погашения долга, а потом, продав эту собственность и присвоив немалую сумму, взыскивали остаток долга с бывшего клиента через суд.
Я видел, как банк в суде, с должника, который должен всего 756 гривен по телу кредита, взыскивал штраф более 130 000 (!) гривен.
Всё это приходилось наблюдать, зная, что девальвация вовсе не была «случайным» стихийным бедствием, что НБУ осознанно ослабил валюту, по согласованию с руководством страны. Нацбанк заранее знал и понимал, к чему это приведёт.
А заёмщики – словно пресловутые дети – не могли сопротивляться. Кто-то был напуган, кто-то не знал своих прав, кто-то – просто обманут и уповал на справедливость суда. Причём, практически все должники были отягощены врождённой добросовестностью – все искали способы рассчитаться с банком, относя туда последние деньги, что ещё более ослабляло их положение.
В этой ситуации, также образно выражаясь, я имел оружие. Несколько лет работая в банковской сфере, проходя повышение квалификации в Нацбанке, я знал все изъяны и недостатки договоров, ошибки при кредитовании, применявшиеся банками способы обмана, законы и нормативные документы, которые банки нарушали.
Я мог бы легко зарабатывать немалые деньги, придерживая эту информацию, давая судьям, и их обеспеченным клиентам, нужные консультации. Но это и означало бы "пройти мимо". Мимо общенациональной проблемы.
Выбор был сделан. В средствах массовой информации и интернете одна за другой стали появляться мои статьи о "болевых точках" кредитных договоров, о схемах признания их недействительными, о правильном поведении заёмщика в суде, о способах пресечения незаконного отъёма имущества. В стенах Одесской национальной юридической академии мною было проведено два семинара для судей, о проблемах защиты интересов заёмщиков при рассмотрении кредитных споров.
Когда же Верховный Суд Украины утвердил обобщения судебной практики, касающиеся кредитных отношений, в которых указал, что "у заёмщика нет прав", я немедленно обратился в Конституционный Суд Украины. Последний, своим решением №15рп-2011, подтвердил мою правоту, фактически указав на незаконность сотен решений в пользу банков. Верховный Суд был вынужден опубликовать в своём печатном издании - "Вестнике Верховного Суда Украины" - сообщение об исключении незаконных выводов из обобщений практики, публично признав неправомерность своей позиции в отношении должников.
Но банки это не смутило. Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, подготовил проект Постановления Пленума №5, которое должно было помочь судам обходить закон, вынося решения в пользу банков. Узнав об этом, я отправил им запрос, с просьбой предоставить мне проект этого Постановления, для подготовки замечаний и дополнений к нему. Естественно, мне отказали. Тогда я добыл этот проект по своим каналам, написал на 12 страниц замечаний и дополнений, и нашёл способ убедить Генеральную прокуратуру Украины в необходимости учесть моё мнение. В итоге оно было учтено, и банки не получили тот "инструмент", на который рассчитывали.
Естественно, всё это имело свои последствия. Вы не представляете, сколько раз мне приходилось слышать от банкиров и судей: "Андрей Степаненко, что Вы себе позволяете?!", "Помните, что клиенты приходят и уходят, а судьи остаются!", "Зачем Вы это делаете, банк же выдал деньги заёмщикам?!", "Андрей Степаненко, если Вы всем судьям будете заявлять отводы, то в апелляции некому будет слушать Ваши дела!!!".
То есть банкиры и представители власти склонялись к простому выводу: то, что делают банки с заёмщиками – это хорошо, а то, что делаю я, сопротивляясь этому – это плохо. И мало того, что я сам такое делаю, так ещё и народ "учу плохому". Но Слава Богу, были и такие судьи, кто говорил: "Андрей Николаевич, Вы делаете очень нужную работу. Продолжайте!"
В результате давления правозащитников всей страны, удалось в какой-то мере повлиять на на банковскую и судебную системы – большинство крупных банков готовы сегодня добровольно списывать от 25% до 75% задолженности по кредитам, при условии погашения остатка одним платежом.
Однако, какие бы "фигуры высшего пилотажа в сфере права" мною не демонстрировались, есть вещи на которые я пока не могу влиять – речь идёт о вновь принимаемых законах.
Впереди выборы в Верховную Раду. Все заинтересованные стороны выбирают своих представителей. Олигархи выбирают себе протеже, куклы для лоббирования, чтоб провести их в Верховную Раду по спискам партий. Они делают ставку на наиболее умных, опытных и талантливых.
Народ тоже выбирает – как правило "хороших", тех, кто лучше залатает дырки в асфальте, больше настроит детских площадок, и оплатит больше билбордов со своим ликом. А как вы думаете, потом, в парламенте, кто победит в дебатах при обсуждении законопроектов – тот, кто всю жизнь законы учил и писал или тот кто строил детские площадки?
Я понимаю, что большинство читателей не следит за изменениями законодательства, поэтому могу рассказать о наиболее "хороших" трудах нашего парламента.
Так, 12 мая 2011 года вступил в силу закон № 3319-VI "О некоторых вопросах задолженности за потреблённый природный газ и электрическую энергию", которым списана задолженность, в том числе штрафы перед бюджетом и пеня предприятий топливно-энергетического комплекса на сумму 26 миллиардов гривен. В бизнесе сэкономленные деньги – это заработанные деньги. То есть парламент и Президент фактически подарили частным облгазам и облэнерго, принадлежащим олигархам, эту сумму. А лично Вам, дорогой читатель, власть списала хоть какие-то долги за газ и электричество?
Мне не хотелось бы обвинять кого-то в коррупции и взяточничестве, не имея доказательств. Поэтому, я предлагаю каждому читателю самостоятельно, для себя, ответить на вопрос - как вы думаете, бесплатно ли депутаты и Президент приняли и утвердили такой закон?
Кстати, совсем недавно - 6 сентября 2012 года - Верховная Рада Украины вновь сделала широкий жест, списав концерну "Укроборонпром" долги за потреблённые тепло, воду, газ, электричество и так далее, на сумму 819,4 миллионов гривен (принятый законопроект №10034).
Если такие законы принимаются и подписываются Президентом, значит власть считает, что это "хорошие" законы. А, например, законопроект о списании штрафов и пени по кредитным договорам, которые в десятки раз могут превышать сумму выданного кредит и возникли исключительно из-за кризиса – никто даже не подавал. Видимо это "плохая" идея и "плохой" законопроект.
Ещё один "хороший" закон был принят 23 февраля 2012 года. Речь идёт о законе "О системе гарантирования вкладов физических лиц (№4452-VI). Этим актом государство разрешило Фонду гарантирования вкладов физических лиц самостоятельно определять размер суммы гарантирования вклада. То есть когда банк собирает депозиты, он декларирует большую сумму гарантирования, например – 200 тысяч гривен.
Это нужно, чтобы вы – читатели - охотнее несли свои сбережения в банк. А если у банка возникают трудности, то Фонд меняет сумму гарантии, например до 1000 гривен – дабы ничего толком вам не отдавать. Я весьма подробно осветил эту тему в статье "Государством уничтожен институт гарантирования вкладов физических лиц", кому интересно - ищите в интернете. Это - выгодный банкам "хороший" закон.
Не менее "хорошие" законопроекты были поданы народным депутатом от правящей партии Полунеевым Ю.В. – известным борцом за интересы банков. Так законопроект №9379 "О запрете оказания коллекторских услуг относительно физических лиц-должников" призван на полгода приостановить деятельность коллекторских компаний, а потом окончательно разрешить и легализовать их терроризм. Я, как мог, постарался воспрепятствовать принятию этого законопроекта - распространил в СМИ статью с его анализом, в расчёте, что её прочитают депутаты. Кто интересуется - опять ищем в интернете - статья называется "О запрете коллекторских услуг на Украине".
Ещё один перл Ю.В. Полунеева - законопроект №9593 "О потребительском кредитовании" призван отменить все права заёмщиков, предусмотренные Законом Украины "О защите прав потребителей", то есть сделать бесполезной мою работу, проведённую с Конституционным Судом Украины. Я подробно описал это в статье "Дюжина ножей в спину заемщику"- опять же ищем в Сети.
К слову, 9 августа 2012 года Президент подписал принятый "хороший" законопроект №10554 "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (относительно ответственности за незаконное обращение с оружием и взрывоопасными материалами)", который усилил ответственность за незаконное владение оружием, взрывчатыми материалами и даже их комплектующими и составными частями. Срок лишения свободы теперь увеличен с 5 лет до 12 лет. Я не думаю, что появление этого закона связано с тем, что общество сильно страдает от незаконного оборота оружия. Скорее всего, это власть просто боится расправы со стороны народа, с применением нелегального или кустарно изготовленного оружия.
Страхи-страхами, но авторы закона, при этом, не учли, что теперь любую металлическую трубку, найденную, например, у слесаря, можно считать комплектующим оружия – стволом (заготовкой), а его самого – преступником.
Не учли, что хранящееся у любого фермера азотное удобрение – аммиачная селитра (нитрат аммония) – является основным компонентом широкого ряда мощных взрывчатых веществ, которые можно легко изготовить в домашних условиях. Таким образом, принятие этого "хорошего" закона делает преступниками не только слесарей, но и садоводов. И это уже – не шутка.
А вот "плохие" законопроекты, (например, об усилении ответственности за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии) в Верховную Раду даже не подаются. И ничего, что на дорогах по вине пьяных водителей гибнут и травмируются десятки людей. Десятки людей - ежесуточно!
"Плохие" законопроекты об усилении ответственности должностных лиц за коррупционные действия, об упрощении доказывания фактов коррупции, также не подаются – они же "плохие"!
В украинском парламенте зарегистрировано ещё много "хороших" законопроектов. В будущем Верховная Рада планирует ввести для украинцев уголовную ответственность "за клевету" (то есть, фактически, отменить свободу слова), за необоснованный прогноз курса национальной валюты и т.п.. Также планируется ограничить обращение наличной гривны, обязав граждан рассчитываться карточками – это приведёт к тому, что банки будут знать все – даже какой зубной пастой вы пользуетесь, как часто и где покупаете туалетную бумагу и так далее.
* * *
Сегодня, накануне парламентских выборов, я не только веду борьбу за то, чтобы пройти в Верховную Раду, чтоб эффективно препятствовать созданию "хороших" законов и подавать "плохие" законопроекты, то есть вредить "доброму законодателю".
Я еще пытаюсь вас, уважаемые читатели, "научить плохому". Для меня важно, чтоб вы:
- всю жизнь учились и развивались;
- предпочитали заниматься предпринимательством, а не работать на хозяина;
- не стыдились любить деньги и легко, легально их зарабатывать;
- умели обращаться с оружием и законно ним владели;
- предпочитали книги телевизору, а фитнес-клуб – пиву;
- регулярно путешествовали и имели возможность накапливать и инвестировать сбережения;
- похоронили чувство зависти и слово "невозможно";
- заменили понятия "попробую, попытаюсь, постараюсь" на "смогу, сделаю, добьюсь!"
Для этого нужна всего лишь ваша воля - скажите себе: "Я так хочу!". Остальное будет зависеть от меня - я научу вас плохому!
- Думка первинна, чули? Катерина Мілютенко вчора о 23:42
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко вчора о 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова вчора о 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак вчора о 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух вчора о 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков вчора о 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов вчора о 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін 21.01.2025 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв 21.01.2025 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак 21.01.2025 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук 21.01.2025 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак 21.01.2025 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв 21.01.2025 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 8840
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3717
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2779
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2609
-
ВАКС закрив справу проти ексголовного архітектора Києва та гендиректора Укрбуд Девелопмент
Бізнес 1828