В предвкушении послевкусия: чем Украина может ответить на эпидемию
Уже сейчас экономика Украины падает на 8-10%.
Сейчас такое время, когда коллеги просят удерживаться от слабо обоснованных прогнозов о последствиях влияния эпидемии коронавируса на экономику Украины. И это правильно. На самом деле, никто не понимает, когда заболеваемость пойдет на спад и у нас, и в западных странах, когда закончится карантин, будет ли вторая волна эпидемии осенью. Дать более-менее адекватный прогноз в такой ситуации невозможно. Поэтому срок актуальности любых прогнозов сейчас не больше недели. И относиться к ним стоит как к одному из сценариев с невысокой степенью реализуемости.
Этот материал – реакция на тот информационный фон, который сейчас наполняет сети. Прошу не рассматривать это как прогноз. Но на всякий случай слабонервные и беременные пусть удалятся от экранов.
Большинство мнений сводится к тому, что главный удар придется на ІІ квартал и будет он сильнее, чем во время финансового кризиса в ІV квартале 2008 года. Падение ВВП в США и ЕС в апреле-июне может достигать 30%. Например, Goldman Sachs и Morgan Stanley ожидают в США падения до 30%, Bank of America – 24%, JP Morgan – 14%, а глава ФРБ Сент-Луиса заявил о возможном падении на 50%. Эти прогнозы основаны на предположении о том, что заболеваемость пойдет на спад в середине ІІ квартала, а к концу квартала начнется некоторое восстановление деловой активности. От Украины можно было бы ожидать сопоставимых темпов падения, поскольку у нас принимаются аналогичные меры карантина, а наш экспорт полностью зависит от активности на этих рынках.
Но если обратить внимание на статистику потребления электроэнергии в Украине, то мы увидим снижение на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди причин – как более высокая температура весной этого года, так и меры карантина, а также – ограничение производственной активности. «Укрэнерго» ожидает, что по итогам марта потребление электроэнергии снизится на 8,2%. Если из этих данных исключить фактор потепления, то получится, что карантин снизил потребление электроэнергии в Украине на 5-6%. Такое падение потребления характерно для снижения ВВП на 8-10%. То есть уже сейчас мы имеем 8-10% падения экономики.
Промышленность еще не в полной мере успела ощутить падение спроса на экспортных рынках. Это проявится в ближайшие две недели. Так что можно ждать просадки до 12-15% во ІІ квартале с надеждой на восстановление осенью. Поэтому, прогнозы украинских компаний о снижении экономики в пределах 4-5% по итогам года вполне реальны.
Но если будут приняты меры по остановке промышленных предприятий, потери будут в разы больше, а последствия катастрофическими. Необходимо понимать, что доля промышленных отраслей (добывающая и обрабатывающая промышленность) в ВВП составляет более 30%, а с учетом смежных отраслей она существенно больше. Например, металлургия в смежных отраслях создает в 1,3 раза больше добавленной стоимости, чем сама непосредственно. Кроме того, специфика некоторых отраслей, той же металлургии, предполагает значительные затраты на запуск после остановки.
Из хороших новостей: инвестбанки ожидают, что экономический кризис может быть краткосрочным, так как вызван не фундаментальными, структурными проблемами, а форс-мажорным событием.
Но темпы восстановления будут зависеть от действий властей. Об этом прямо заявляет Еврокомиссия, когда опубликовала свой прогноз, согласно которому экономика ЕС может снизиться от 0% до 1% в 2020 году в результате эпидемии. Вот этот диапазон – зависит от действия правительств стран-членов. Один процент годового роста (падения) для ЕС – крайне важный показатель.
И мы видим ответ стан ЕС:
Франция – 2% от ВВП фискальные меры и 13% ВВП – государственные гарантии по корпоративным банковским кредитам.
Германия – 4,5% от ВВП фискальные меры и инвестиции, 24% ВВП – государственные гарантии по корпоративным банковским кредитам.
Италия – 1,5% от ВВП пакет помощи бизнесу, 20% ВВП – дополнительная ликвидность.
Польша – 9,2% от ВВП пакет помощи бизнесу и людям, потерявшим работу.
Также Соединенные штаты объявили наиболее масштабную программу стимулирования экономики. На борьбу с последствиями коронавируса выделено $2 трлн. Это эквивалентно 9,5% ВВП.
Ждем аналогичных действий от нашего правительства. По данным СМИ, в правках Кабмина к бюджету предполагается сократить финансирование строительства дорог. Хотя самый действенный механизм поддержки экономики в кризисные моменты – инвестиции в инфраструктуру.
В Украине износ объектов инфраструктуры критический, поэтому простор для деятельности большой. Но в качестве источника средств можно рассчитывать только на средства МФО. Каждая гривна, инвестированная в строительство в 2018 году, приносила 0,73 грн добавленной стоимости в самом строительстве, смежных отраслях, и за счет потребительских расходов работников. Такие расчеты можно сделать на основании таблицы Затраты-Выпуск. Это означает, что мультипликатор инвестиций равен 1,73. Если предположить, что нас ожидает падение ВВП по итогам года на 4-5%, то для нейтрализации потерь потребуется 90-110 млрд грн ($3,3-4,0 млрд или 2,2-2,7% ВВП). Сложности могут быть не только в финансировании, но и в освоении, так как настолько масштабные программы в Украине были только при подготовке к ЕВРО-2012. Объектами, запущенными при реализации программы, все пользуются уже 8-10 лет.
Резюмируя – у Украины есть шанс понести меньший ущерб от карантина, чем прочие страны, во ІІ «кризисном» квартале. Но по итогам года, скорее всего, мы понесем более значительный ущерб. Очень многое будет зависеть от действий нашего правительства по предотвращению последствий кризиса.
- "Ценз осілості Портнова" і українців, що виїхали за кордон від війни - що спільного? Валерій Карпунцов вчора о 20:46
- Штраф як фіскальний інструмент: де межа між правопорядком і свавіллям? Олександр Рось вчора о 18:34
- Профайлінг у бізнесі України: як підвищити ефективність та знизити кадрові ризики Василь Фенчак вчора о 12:29
- О причине возникновения технологической цивилизации Володимир Стус вчора о 00:59
- Представник Ватикану у Польщі нагородив рашистського посла Андрєєва Володимир Горковенко 22.08.2025 21:51
- Баланс між контролем та гнучкістю Сильвія Красонь-Копаніаж 22.08.2025 21:06
- "Штаб у Лондоні" чи виборчий штаб на Банковій? Дана Ярова 22.08.2025 18:45
- Тварина не іграшка: етичний погляд на "лікування" за допомогою улюбленців Ольга Духневич 22.08.2025 16:57
- Проблеми особистої ефективності Олександр Скнар 22.08.2025 09:44
- Закон про лобіювання. Що має знати бізнес? Віталій Соловей 21.08.2025 00:08
- Тайм-менеджмент для зайнятих: Як знайти час на все, що важливо Олександр Скнар 20.08.2025 16:35
- Що не так із управлінням водними ресурсами в Україні Олег Пендзин 20.08.2025 10:54
- Айсберг корпоративної безпеки Ігор Шевцов 20.08.2025 10:19
- Замість ліквідації – фаховість: недбала експертиза НАБУ стала загрозою для інвестклімату Микола Ореховський 19.08.2025 16:43
- LinkedIn як елемент експортної стратегії: з чого почати малому та середньому бізнесу Дмитро Суслов 19.08.2025 16:11
- Замість ліквідації – фаховість: недбала експертиза НАБУ стала загрозою для інвестклімату 517
- Пільги для пенсіонерів 277
- Їжа майбутнього "з пробірки": що з’явиться в українському меню першими? 214
- Закон про лобіювання. Що має знати бізнес? 172
- "Ценз осілості Портнова" і українців, що виїхали за кордон від війни - що спільного? 162
-
Металургійна імперія Санджива Гупти близька до розвалу: він щойно втратив завод у Британії
Бізнес 12693
-
Назад на роботу після військової служби. Як повертати ветеранів на їх попереднє місце роботи
6536
-
Трамп зупинив будівництво майже готового офшорного вітропарку данської Ørsted у США
Бізнес 5588
-
Занадто добре, щоб бути правдою: чому ми руйнуємо стосунки через страхи з минулого
Життя 4251
-
Як знайти свого психолога: історія Соломії Вітвіцької та поради гештальт-терапевтки
Життя 4079