О повышении тарифов на нестандартное подключение к электросетям
Экспертное сообщество серьезно обеспокоено спекуляциями вокруг темы повышения тарифов на нестандартное подключение к электросетям, утвержденное соответствующим решением НКРЭКУ (Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммун
Экспертноесообщество серьезно обеспокоено спекуляциями вокруг темы повышения тарифов нанестандартное подключение к электросетям, утвержденное соответствующим решениемНКРЭКУ (Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетикии коммунальных услуг) от 31 января текущего года.
Один из ключевыхаргументов противников нововведений заключается в социальной составляющейданного решения. В частности, акцентируется внимание на том, что повышениеограничит возможности новых подключений к электросетям частных домовладений,включая домовладения незащищенных категорий населения. Данный тезис несоответствует действительности, так как решение НКРЭКУ касается мощностей свыше160 кВт. Для понимания: расчетная мощность потребления однокомнатной квартиры составляет7 кВт, а большого частного дома площадью до 200 кв. м – порядка 16 кВт. Справедливопредположить, что домовладения, подключающие 160 кВт (то есть в 10 раз большестандартного частного дома), вряд ли принадлежат «социально незащищенным»украинцам. Если говорить о многоквартирных домах, во многих случаях нуждающихсяв действительно больших мощностях присоединения, то прежде всего необходимоотметить, что присоединение подавляющего большинства многоквартирных домовпопадает в категорию стандартного, то есть, до 160 кВт. Следовательно, повышениетарифов касается исключительно самого застройщика, а никак ни будущих жильцов.И здесь на слове «будущие» необходимо сделать акцент. Ведь решение регуляторане имеет «обратного хода», то есть повышение тарифов будет применяться только кновым подключениям. Те, кто в силу тех или иных обстоятельств уже имеетнестандартное подключение, никаких дополнительных средств платить не будут.
Возвращаясь ктем нормам, которыми определены нестандартные подключения (свыше 160 кВт),стоит отметить, что в указанные рамки вписываются даже небольшие предприятия –к примеру, автозаправочные станции, мини-маркеты, кафетерии и пр. Поэтому тезиспротивников нововведений о том, что решение НКРЭКУ ударит по малому и среднемубизнесу, в большинстве случаев также несостоятелен. В этом ключе влияние ростатарифов будет минимальным.
Другое дело –крупные объекты, включая промышленные. Но и тут имеет смысл обратиться не кдемагогии, а к статистике. На сегодняшний день коэффициент использования ужеприсоединенных мощностей в Украине составляет меньше 20%. Это означает, что реальноработает только пятая часть объема, который обслуживается операторамираспределительных электросетей (а это, учитывая масштабы и состояниеинфраструктуры, громадные средства), реально работает.
Ключевых причиныдве. Во-первых, нынешнее положение экономики (будем откровенны, сегодняосновные нестандартные подключения происходят преимущественно в строительнойотрасли – при вводе в эксплуатацию новых кварталов элитного жилья). Во-вторых,имевшая место практика предыдущих лет, когда крупные потребители присоединялиизбыточные мощности, то есть мощности, значительно превышающие их потребность.Поднятие тарифов на нестандартное подсоединение стабилизирует ситуацию ипозволит в будущем избежать подобных диспаритетов.
Впрочем, нельзяотрицать того факта, что один действительно серьезный аргумент у противниковнововведений все же имеется. Это касается случаев с присоединением мощностей объектоввозобновляемой энергетики. Для них новые тарифы не всегда являются«подъемными», что может существенно ограничить процесс появления новых объектови инвестирование в данную отрасль.
Тут позицияАссоциации операторов распределительных электросетей достаточно однозначна.Необходимо на регуляторном уровне разговаривать об исключениях из правил:присоединение для них должно быть максимально упрощено и удешевлено (например,применен понижающий коэффициент). Правда, для этого следует сначала четкообозначить государственную позицию в этом вопросе. Речь идет, как минимум, одетализации общей энергетической стратегии страны в части развитиявозобновляемой энергетики, обозначении его [развития] приоритетов, параметров иэтапов и пр. Только так мы сможем совершенствовать и приводить в соответствиемировым трендам и стандартам энергетическую систему Украины.
И в заключениихотелось бы сказать о том, что остается вне внимания критиков нововведения.Десятилетиями формировалась система, при которой любой пользователь могприсоединить любые мощности, используя коррупционные схемы. Предприятия ичастные домовладения сталкивались с выбором: платить много и очень долго ждатьрешения вопроса либо платить безумно много и ждать чуть меньше. Новые правиласоздадут преграды для подобных нелегальных движений. Они подразумевают нетолько прозрачность всех процедур, но и утвержденные сроки их реализации. А этоозначает движение рынка по цивилизованному пути.
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко вчора о 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 176
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 121
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 95
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 81
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 66
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 7855
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 5238
-
"Зеленський – лузер? Думаю, що ні. Він – популіст". Новий випуск "Клімкін питає"
2637
-
Польські ЗМІ назвали Сільпо претендентом на мережу Carrefour. У Fozzy Group спростували
оновлено Бізнес 2563
-
У туристичній сфері – новий тренд: ноктуризм. У чому його унікальність і чи варто спробувати
Життя 2459