Facts First!
О многогранном понятии и значении факта.
Факт - понятие центральное для юриспруденции, журналистики и любой другой гуманитарной сферы. Там, где есть вечный риск заблудиться в дебрях субъективизма и политкорректности, факт приходит на помощь. И если в точных науках до, скажем так, появления навязчивых сторонников «плоской Земли» последнее считалось не слишком большой проблемой, гуманитарии всех времён и народов знали, что для адекватного человека умение различать факт и его интерпретацию – это как научиться есть ложкой и вилкой.
Пойдём далее. Исчерпывающее объяснение, к чему приводит неуважение к факту, предлагают антиутопии Евгения Замятина, Олдоса Хаксли и, разумеется, Джорджа Оруэлла. Упоминание его произведения «1984» в украинском контексте считается нормативом для любого украинского политика средней руки.
И даже несмотря на это «1984» - лучшее изложение ситуации, когда факт подменяется интерпретацией. Вспомните вечные «качели», с кем воюет Евразия – с Океанией? Или классический диалог Уинстона Смита с О’Брайеном, где тот пытался субъективизировать всё, что только можно.
Не удержусь от цитаты:
«Уинстон не мог отчётливо припомнить такое время, когда бы страна не воевала... Официально союзник и враг никогда не менялись... Партия говорит, что Океания никогда не заключала союза с Евразией. Он, Уинстон Смит, знает, что Океания была в союзе с Евразией всего четыре года назад. Но где хранится это знание? Только в его уме, а он, так или иначе, скоро будет уничтожен. И если все принимают ложь, навязанную партией,... тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».
Возможно ли это сегодня? По меткому выражению нашего публициста Павла Казарина, жившего и работавшего в Крыму до 2014 года, «Россия инвестирует в недоверие и подрывает доверие к факту». Мне, как юристу, это очевидно. Когда государство нарушает соседскую границу (и этот факт отрицает), активно продуцирует в медиа сфере то, что сейчас модно называть «фейками», поддерживает на Russia Today разнокалиберные теории заговора и, в целом, подрывает основы основ международного права, остаётся лишь пожать плечами. Потому что я разделяю убеждение, что диалог можно вести с теми, кто признаёт наличие того или иного факта и спорит исключительно о его интерпретации.
К примеру, я буду спорить с теми, кто признаёт факт Голодомора и в то же самое время ставит под сомнение его проукраинскую трактовку.
В то же самое время по-настоящему метать бисер перед свиньями – это спорить с людьми, которые ставят под сомнение факты. Видели таких в залах судебных заседаний? Один не увидел рейдерского захвата. Другой – стройки при полном отсутствии каких-либо разрешительных документов. А третий – бытового насилия.
Когда я задумываюсь о будущем Украины как субъекта международного и медиа права, всё больше понимаю, что единственный для нашей страны путь – это уважение к факту и всяческая обструкция тех юридических и физических лиц, которые выдают свои фантазии за реальность.
Поддерживаете некоторых государственных деятелей и стремитесь к продуцированию проукраинских фейков? После разоблачения вкусите победу тезиса, что, мол, «да все этим балуются, и никто не прав». Это будет триумф и легитимизация «распятого» в Славянске мальчика. Считаете, что временами неудобную историю можно переписать с проукраинскими мотивами? Ничем не будете отличаться от соседей, считающих украинский Херсонес «колыбелью русской нации».
Facts first, как сказал был в этой ситуации Дональд Трамп. Но мы это знаем и без его совета.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 138956
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21029
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9131
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8691
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7580