Мораль и бизнес. Сообщение 5. Благотворительность – альтернатива коррупции
А мне бы хотелось, чтобы наши олигархи взялись за серьезный конкретный проект – создание в Украине рынка технологического бизнеса, о котором я уже несколько раз писал в блоге. Это не совсем благотворительность, это один из самых выгодных видов бизнеса
Читатель давно возмущен, вроде бы, явной несправедливостью – почему в коррупционной деятельности все обвиняют чиновников, депутатов, политиков, врачей, педагогов, ученых, других тружеников бюджетной сферы и забывают вроде бы о главных действующих лицах современной драмы, а, может, и трагедии перестройки нашего общества в связи с приходом в него рыночных отношений - предпринимателях, бизнесменах, олигархах, наконец. Думаю, все просто. Для последних коррупция - это одна из основных организационных форм их деятельности, в которую государство не вмешивается и права на это не имеет. Эта деятельность ближе всего к частно – предпринимательской, регламентируемой совсем другими нормами, чем деятельность тружеников бюджетной сферы. В самом деле, кто осудит за коррупцию официанта в частном ресторане, берущего чаевые, врача в своем частном кабинете или даже в частной клинике, берущего гонорар, учителя, который готовит ”болванчиков” к высшей школе за достаточно большие деньги. Наиболее болезненно общество воспринимает коррумпированность чиновников и власть имущих. Все чаще СМИ радостно сообщают о тысячах уголовных дел и о миллионах, возвращенных в бюджет. А, собственно, отчего радуются. Ведь, все разговоры о разобщении власти и бизнеса закончились ничем. Все ветви и все ступени власти, включая высшие, напропалую занимаются бизнесом, только его масштабы различны на нижних и верхних уровнях власти. А честного бизнеса без нарушений закона, в частности, без взяток, как мы все прекрасно знаем, просто не бывает, быть не может. Так чем мы недовольны?
В то же время, многие успевшие раздобреть предприниматели активно занимаются благотворительностью в ее различных проявлениях, чего не скажешь о всех упомянутых выше субъектах бюджетного коррупционного рынка. История мирового предпринимательства свидетельствует о том, что после бурного периода первичного накопления капитала деловая элита восприняла идеи помощи ближним и уже с середины ХІХ в. украинские предприниматели все чаще выступают в роли меценатов и благотворителей. Результатом стало то, что сфера благотворительности начала восприниматься деловыми людьми того времени и продолжает оставаться и сейчас почетной обязанностью каждого бизнесмена, уклониться от которой означало бы запятнать свою деловую репутацию. Может, именно благотворительность уменьшает, а иногда сводит на нет негативное восприятие коррупционной деятельности современных предпринимателей.
Но благотворительность термин очень емкий. Попробуем разобраться в различных ее проявлениях с помощью все той же Википедии. Если, собственно благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается и ее основной чертой является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи, то меценатство - деятельность, способствующая на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающая им материальную помощь из личных средств. В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем исскуств при императоре Августе. И, наконец, филантро?п (от греч. «любить» и «человек») — человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой этого вида благотворительности была милостыня и помощь нищим, главным образом, при церквях и монастырях. И, чтобы уж совсем разобраться с терминологией, вспомним, что олига?рхия (от др.-греч. Oligon - «немного» и arche - «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.
Мы как-то привыкли мести всех благодетелей под одну гребенку. Но, вот что обращает на себя внимание - чаще всего мы встречаемся с тем, что предприниматели у нас покровительствуют искусству, помогают нуждающимся, больным, детям, погорельцам. Но крайне редко они поддерживают науку и почти никогда не поддерживают тех, кто им должен быть ближе всего – молодых людей, посвятивших себя бизнесу. То - есть как раз тех, от кого, прежде всего, зависит развитие нашей страны, наше будущее. В чем причина? Рассмотрим пару примеров.
Сначала немного истории. Приношу сразу извинения за собранную мной из различных источников длинную выдержку, но уж очень совпадает написанное ниже с тем, о чем я хотел написать для наших нынешних меценатов. Самые интересные места выделены. Бизнес многих украинских предпринимателей носил семейный характер. От отца к сыну передавались не только движимое и недвижимое имущество, активы предприятий, но и традиции меценатства и благотворительности. Ярким примером такой наследственной благотворительности была деятельность семьи сахарозаводчиков Терещенко. Девиз их дворянского герба «Стремление к общественным делам» стал кредо для нескольких поколений этой семьи. Братья Терещенко, основав «Товарищество свеклосахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко», параллельно активно занимались материальной поддержкой малоимущих слоев населения. Начали они с собственных заводов. Условия работы на этих предприятиях выгодно отличались от аналогичных условий в других фирмах. Каждый рабочий на предприятиях Терещенко имел право на бесплатную учебу для себя и своих детей, а также на бесплатное медицинское обслуживание. Они жертвовали деньги на строительство домов призрения, колоний для малолетних преступников, приютов для бедных, поддерживали деятельность Красного Креста, строили на собственные деньги бесплатные больницы и ночлежные дома для бездомных. Большой вклад сделали братья Терещенко в сферу образования. Но главным детищем Терещенко было распространение коммерческого образования. С 1896 года Никола Терещенко возглавляет общество для его распространения. Учебные заведения, которые открывало это общество, ставили целью дать ученикам знания, необходимые для службы в торгово-промышленных учреждениях и для руководства небольшой торговлей. Говоря современным языком, они готовили менеджеров среднего и нижнего звена.В их активе поддержка деятельности многих талантливых живописцев, помощь студентам Киевского университета, поддержка поэтов Блока, Брюсова, Бальмонта и др., помощь открытию Киевской консерватории.
Обращает на себя внимание тот факт, что Терещенко занималисьактивной благотворительностью. Образно говоря, они не давали голодному рыбку, а давали ему в руки удочку для того, чтобы он сам поймал эту рыбку. Подобной особенностью отличалась благотворительность российского купечества. Они не оплачивали заезжих гастролеров, а основывали многочисленные консерватории, художественные училища, театральные училища и театры, которые и сейчас сияют на театральном небосводе (вспомните хотя бы Станиславского, Немировича – Данченко, братьев Третьяковых), оплачивали обучение талантливых артистов и т.д.
А мне приходит на память другая,уже современная история. Решили мы как-то с одним чиновником верхнего уровня городского самоуправления провести на телевидении серию передач ”шесть вечеров экологии”. Написал я для этого сценарий, нашел желающих профессионалов для бесплатного участия, студенты мои с удовольствием согласились быть аудиторией, вести передачи решили вдвоем с моим другом профессором Юрием Мережко (он оказался хорошим ведущим, видимо, у него много одинаковых генов с его известным братом кинодраматургом и артистом Виктором Мережко). Короче, все сложилось отлично, денег не было только на оплату телевизионного времени телестудии, которая ничего ни о какой благотворительности слушать не желала. Решили пойти на поклон к ”Приватбанку”. Тогдашний председатель правления, ныне популярный олигарх, находящийся на верхнем уровне власти, С.Тигипко, встретил нас не очень ласково. Когда мы ему напомнили о том, что его банк только что спонсировал концерты М.Распутиной и И.Кобзона и предложили помочь провести важную для населения нашего экологически бедствующего и тогда, и сейчас города серию телепередач, он спокойно объявил, что поддержки не будет, потому, что у нашего проекта - «длинные деньги”, т.е. отдача будет нескоро, а от спонсирования заезжих артистов (“короткие деньги») отдача будет сразу в виде роста популярности банка. Удивили меня тогда его рассуждения (кстати, и сейчас часто не перестаю удивляться некоторым его сегодняшним реформам!).
Одним из самых известных благотворителей у нас в стране сегодня по праву является прима – олигарх Виталий Пинчук. По запросу в Google ”В Пинчук благотворительность” я получил 82500 гиперссылок, по запросу ”В Пинчук меценат” - 8600”, по запросу ”В Пинчук филантроп» - 5750. Здорово! Между прочим, число ссылок в Google на конкретного человека гораздо честнее характеризует его популярность, чем купленные соцопросы или экзит- полы. О том, что это не показуха, говорит еще и то, что создан «Фонд Виктора Пинчука” - независимая частная международная благотворительная организация, которая базируется в Украине. Фонд был создан Виктором Пинчуком в 2006 году с целью предоставления новым поколениям возможности стать творцами будущих перемен. Для ее реализации разрабатываются проекты и строится партнерство, как в самой Украине, так и за ее пределами.
Мне пришлось столкнуться лишь с одним неплохо задуманным, но, к сожалению, не очень удачным проектом этого фонда. Как – то на одном из своих тренингов для предпринимателей по инвестиционному менеджменту я с удивлением увидел несколько лощеных молодых ребят – менеджеров Интерпайпа. Они сначала весьма скептически отнеслись к тому, что я рассказывал. Но оживились, когда подошла очередь к бизнес – инкубаторам и их финансированию. И уже очень скоро я прочитал в газете:Проект бизнес-инкубатора, инициированный народным депутатом Украины Виктором Пинчуком, реализуется в Днепропетровске. На этой неделе во Дворце культуры Нижнеднепровского трубопрокатного завода в рамках этой программы начал работу Фонд поддержки малого предпринимательства. За это время в фонд уже обратилось 30 горожан, у которых есть идеи для начала собственного бизнеса, но нет стартового капитала. Для кандидатов в предприниматели нет никаких ограничений, кроме единственного условия — оригинальная бизнес-идея, должна способствовать социально-бытовому развитию Днепропетровска. Каждому пришедшему предлагают заполнить анкету, затем пройти собеседование. Следующий этап — трехмесячные курсы по экономическим и юридическим дисциплинам в бизнес-школе. И потом начинающим предпринимателям предстоит пройти главный экзамен — защитить свой бизнес-план. Если бизнес-план будет защищен, то выдается определенная сумма кредита от 1 до 10 тысяч долларов. Сумма, конечно, странная. В бизнес – инкубаторах США, Германии, Израиля для начала на проект выделяют около 1 млн долларов США (государство дает 50%). Да и не в виде кредита под 8%, как было у Пинчука, а по совершенно оригинальной форме инвестирования, ничего общего не имеющей с кредитованием (видно Интерпайповские менеджеры что-то недопоняли у меня на тренинге). Что-то не сложилось, ибо уже прошло 4 года, а о бизнес - инкубаторе и его деятельности ни слуху, ни духу.
Фонд Виктора Пинчука и другие фонды - Рината Ахметова, Елены Франчук, Александра Фельдмана, братьев Кличко, Андрея Шевченко ведут большинство проектов самостоятельно. Их деятельность гораздо более успешна, чем деятельность многочисленных организаций, инвестируемых за счет западных грантов. К сожалению, зачастую не все средства, полученные ими, расходуются по назначению. Может, именно поэтому за рубежом такие организации именуют ”грантоедами”.В то же время сложно судить о масштабах благотворительности тех бизнесменов, у которых нет собственных фондов и программ. К примеру, известно, что Игорь Коломойский принимает участие в благотворительных проектах в Украине и Израиле. В октябре 2006-го он согласился принять участие в финансировании музея «Художественный арсенал». Геннадий Боголюбов, еще один совладелец группы «Приват», оказывает помощь общине. Кроме того, бизнесмен направляет средства на строительство домов престарелых и аптек для малоимущих. Эдуард Шифрин, совладелец Midland Group, участвует в проекте «Возрождение Хортицы». Федор Шпиг — один из покровителей Украинского национального художественного музея. Он долгое время финансирует непрофессиональный детский футбол. Виктор Медведчук помог известному вертебрологу Николаю Касьяну построить центр мануальной терапии в Кобеляках. Практически все крупные бизнесмены в той или иной степени занимаются благотворительностью и, как правило, реализуют медицинские и социальные проекты, реже — культурные и образовательные. «Так называемые сферы личного благополучия популярнее среди благотворителей», — отмечает Светлана Куц. Кроме того, в этих сферах очевиден эффект от программ, причем его не приходится ждать. Существует даже термин «поп-филантропия» (вспомните ”короткие деньги” С.Тигипко). Долгосрочными проектами занимаются те бизнесмены, которые озабочены системными социальными проблемами. А таких гораздо меньше. Надо отдать должное фонду «Развитие Украины», реализующему серьезные программы в области онкологии и туберкулеза. В этих программах они выходят на системные, долгосрочные, а не разовые результаты. Системные проекты есть и у Фонда Виктора Пинчука. Приватные фонды, в отличие от других благотворительных организаций, иногда финансируют мероприятия, направленные на сохранение культурного наследия, на мировую интеграцию Украины и улучшение ее имиджа. «Эффективная благотворительность — систематическая деятельность, соответствующая определенным стандартам, у которой есть стратегия, тактика, ожидаемый результат. Это не одноразовая раздача бананов и конфет», — утверждает Анна Гулевская-Черныш.
Как отметил Лидер “Гражданской позиции” А.Гриценко, “уже 58 американских миллиардеров поддержали благотворительную инициативу «The Giving Pledge» двух самых богатых предпринимателей планеты — Билла ГЕЙТСА и Уоррена БАФФЕТА. Все они взяли на себя публичное обязательство направить не меньше половины(!) своих многомиллиардных состояний на благотворительность — в интересах общества».Он советует украинским миллиардерам почитать письма заграничных миллиардеров, в которых говорится об ответственности большого бизнеса перед страной и обществом и допускает, что если “сложить вместе капиталы Кучмы, Ющенков, Януковичей, Тимошенко, Азаровых, Тигипко, Клюевых, Колесникова, Бойко, Левочкина, Хорошковского, Черновецкого, Балоги, Джарты, Ахметова, Иванющенко, Фирташа, Хмельницкого, Васадзе, Губского, Стельмаха, Яценко, Скударя, Звягильского, Васильева, Кивалова, Климова, Буряков, Вадатурского, Порошенко, Григоришина, Коломойского, Боголюбова, Жеваго, Мартынова, Пинчука, Таруты, Гайдука, Ярославского, Иванова, Туманова, Юрушева, Байсарова, Шифрина, Нусенкиса, Суркисов, Горбаля, Косюка, Матвиенко, Шнайдера, Шпига, Митюкова, Черняка, Медведчука, Веревского, Шуфрича, Осыки, Дыминского, Слободяна, Насалика, Добрянского и многих-многих других крупных бизнесменов, нынешних и бывших должностных лиц, то получится с десяток государственных бюджетов Украины”. По его убеждению, “со временем, по мере накопления положительных результатов от ваших усилий, изменится и отношение украинского общества к вам, представителям крупного бизнеса, богатейшим людям страны”.
А мне бы хотелось, чтобы наши олигархи взялись за серьезный конкретный проект – создание в Украине рынка технологического бизнеса, о котором я уже несколько раз писал в блоге. Это не совсем благотворительность, это один из самых выгодных видов бизнеса (он занимает по эффективности четвертое место после торговли оружием, наркотиками и проституции). Тем более, стоит, наконец, заняться этим всерьез, как это делают сейчас во всем мире и уже несколько лет в России. А начать нужно с создания бизнес – инкубаторов при наших ведущих университетах и региональных сетей частных инвесторов (“бизнес - ангелов”). Хочу успокоить олигархов деньги совсем короткие. Мировой опыт бизнес-инкубаторства свидетельствует о том, что они окупают себя уже через год – полтора после создания, а дальше приносят огромные прибыли. Может, рискнете, окажете благотворительность УКРАИНЕ и станете украинскими ГЕЙТСАМИ и БАФФЕТАМИ?
- Чому люди дурні, а ШІ стане Президентом Тайваню Олег Короташ 07:30
- Робоче навантаження аудитора або чому варто навчитися грамотному плануванню аудиту Ольга Рубитель вчора о 19:36
- Повноваження суду самостійно розраховувати податковий борг для платника податків Євген Морозов вчора о 10:05
- Антисоціальні подарунки під ялинку від слуг народу Андрій Павловський 04.01.2025 11:54
- Здійснення оплати судового збору особою, яка не є стороною у справі Євген Морозов 04.01.2025 10:19
- Міцний крафт в Україні: як недосконале законодавство гальмує галузь Катерина Камишева 04.01.2025 00:16
- Імпорт російського урану до Німеччини зріс майже 70% Володимир Горковенко 03.01.2025 22:07
- Чи є місце Ханукії в центрі Києва? Олег Вишняков 03.01.2025 13:28
- Про газ для "чайників" Євген Магда 03.01.2025 12:23
- Особливості аудиту земельних ділянок для успішної реалізації будівельних проєктів Ольга Сидорчук 03.01.2025 11:39
- Витяг з держреєстру не є належним доказом самопредставництва в суді для юрособи Євген Морозов 03.01.2025 09:35
- Як стати відомим адвокатом за 1 рік? Тетяна Лежух 02.01.2025 16:26
- Як українським трейдерам успішно працювати на біржі EPEX Spot Ростислав Никітенко 02.01.2025 12:29
- Синьо-жовтий прапор у Гаазі: як Україна змінює правила глобального правосуддя Дмитро Зенкін 02.01.2025 12:05
- Юридичні послуги у 2025 році: виклики, перспективи та етика професії Світлана Приймак 02.01.2025 10:00
-
"Не залишиться місць, де можна сховати награбоване". АРМА впроваджує в роботу супутники
Бізнес 11250
-
Байден заборонить нові нафтові розробки на площах Атлантики та Тихого океану
Бізнес 9881
-
Криза в російській авіації: одразу у двох літаків відмовили двигуни під час польотів
Бізнес 7089
-
Серіал "Дипломатка" претендує на "Золотий глобус": продюсерка й актори розповідають про шоу
Життя 3368
-
П’ять архітектурних проєктів, що можуть змінити світ у 2025 році — фото
Життя 2722