Полпроцента успеха. Приватизация провалилась, но это еще не дно
Полтора месяца назад Фонд госимущества Украины отчитался о доходах от приватизации с начала года. Сообщалось, что всего в фонд госбюджета ФГИ перечислил 77,89 млн грн. Чуть ранее в своем блоге я задавался вопросом, сможет ли бюджет получить запланированные
Полтора месяца назад Фонд госимущества Украины отчитался о доходах от приватизации с начала года. Сообщалось, что всего в фонд госбюджета ФГИ перечислил 77,89 млн грн. Чуть ранее в своем блоге я задавался вопросом, сможет ли бюджет получить запланированные доходы от приватизации. Уже тогда этот вопрос был скорее ироническим. 77,86 млн – это 0,45% от запланированных законопроектом о госбюджете на 2016 год 17,1 млрд грн.
Финальный аккорд этой драмы прозвучал 6 декабря, когда стало известно, что на конкурс по продаже Одесского припортового завода не было подано ни единой заявки. Не нужно, конечно, обманывать себя, заявляя, что приватизация ОПЗ могла серьезно переломить ситуацию. После многочисленных манипуляций, на которые закрывало глаза руководство ФГИ, стартовая цена завода опустилась до 5,16 млрд грн.
Все заявления ФГИ, о том что готовы снизить стартовую цену ОПЗ вопреки рекомендациям оценщика (ведь актив-то «проблемный», уверяли в Фонде), были манипуляцией и всем было очевидно, что торга не будет, а если будет то под конкретного "понятного" покупателя. П оскольку реальных инвесторов, готовых выложить за ОПЗ 5+ млрд, распугала направленная на понижение стоимости, информационная кампания . Совершенно очевидно, что, если бы конкурс все же состоялся, бюджетный план не был бы выполнен. На сегодня эта цифра стала недосягаемой. А поскольку история не терпит сослагательного наклонения, нам остаются лишь пресловутые полпроцента.
Провал приватизации-2016 – это уже не моя субъективная оценка, а свершившийся факт. О роли в ней непосредственно ФГИ, заявили представители потенциальных покупателей ОПЗ – в ЧАО «Укрнефтебурение» и компании DCH указывают на пассивность ведомства Игоря Билоуса и затягивание «бумажных» вопросов. Напрямую мало кто рискнет назвать ситуацию саботажем. Возможно, приватизация ОПЗ выглядела бы как саботаж, если бы остальные объекты приватизации без проблем находили инвесторов – однако пока можно говорить о полном провале по всем фронтам приватизации Это наводит на мысль о бездарности управления, а не саботировании.
Так, в октябре, когда был объявлен новый конкурс по продаже ОПЗ, были также анонсированы аукционы по продаже 96,129% акций тернопольского ОАО «Орион» и 95% ПАО «Днепрометрострой». Днепропетровское предприятие пытались продать уже в третий раз (любопытно, что стартовую цену в 44,5 млн грн при этом не снижали). 7 декабря областное отделение ФГИ отчиталось о том, что конкурс не состоялся ввиду – да, вы угадали – отсутствия заявок. По той же причине не состоялись торги и 30 сентября, и 31 октября. Конечно, «Днепрометрострой» - убыточное предприятие с серьезной в его масштабах кредиторской задолженностью. Формат его работы характерен для таких активов – работники занимаются лишь откачкой вод из подземных шахт и периодически устраивают забастовки в связи с тяжелым материальным положением. Однако подход чиновников, которые на «авось» выставляют предприятие на конкурс с интервалами в месяц, вызывае т лишь недоумение.
История с тернопольским радиозаводом «Орион» аналогична : провал конкурса в июле, минус 20 млн грн к стартовой цене и «маємо те, що маємо». Если же вы решите поинтересоваться судьбой этого объекта на сайте ФГИ, посвященном приватизации, то, вероятнее всего, не найдете его – ресурс «работает в тестовом режиме», а на главной странице по-прежнему гордо сообщается, что ОПЗ «готовится к приватизации в декабре 2016 года». Зато сайт недвусмысленно показывает, какие операции в ФГИ понимают под успешной приватизацией:
Эта м алая приватизация, несмотря на то, что она таки «вывезла» те самые полпроцента, страдает в Украине проблемами, о которых сказано уже немало. Глобально их можно очертить так: покупать какой-то недострой при посредничестве ФГИ и тяжелее, и дороже, чем аналогичный объект приобрести из частных рук. Другими словами, «малые» инвесторы сталкиваются с той же ригидностью системы, что и «большие».
Однако вернемся к последним. Под конец 2016 года должны были состояться конкурсы по продаже "Хмельницкоблэнерго", "Николаевоблэнерго", "Харьковоблэнерго", "Тернопольоблэнерго", "Запорожьеоблэнерго" и "Черкассыоблэнерго». Их пакетно перенесли на начало 2017 года . Билоус не так давно утверждал, что приватизацию этих объектов нужно проводить «в кратчайшие сроки» - до окончательного износа электросетей.
Причиной отсрочки стало то, что в Украине так и не заработало стимулирующее регулирование энергоснабжения. Примечательно, что в ФГИ одновременно говорили о повышенном интересе потенциальных инве сторов к энергообъектам компаний – в том числе из Канады, Турции, Индии, Прибалтики и Франции (всего около 15) – и боязни инвесторов участвовать в конкурсах из-за проблем, часть которых никак не связана с законодательством о RAB -тарифах. Это и отсутствие документов на недвижимость и землю облэнерго, и неудобные сроки конкурсов. Станет ли стартующий с 1 января тарифный эксперимент НКРЭКУ волшебной пилюлей для приватизации? Сомневаюсь. Не решены еще слишком многие вопросы, о которых я писал ранее.
Итак, приватизация зашла в тупик (или, если выразиться более политкорректно – затянулась на неустановленный срок). Что это означает для Украины в более широкой перспективе?
Весной представитель ЕБРР Шевки Аджунер предупреждал, что приватизация является единственным возможным фактором восстановления украинской экономики в условиях отсутствия крупных иностранных инвестиций. Нужно сказать, что украинский ВВП растет в соответствии с прогнозами (+1,2% на начало ноября), но это тот вялый рост , не дотягивающий даже до уровня одной из беднейший стран ЕС, Румынии . В качестве примера того, что рост ВВП нужно оценивать не только количественно, но и качественно, я уже называл Грузи ю периода «экономического равновесия на низком уровне». В Украине происходит нечто подобное – из-за негативного инвестиционного климата (читай: силовых проверок) в сфере технологий мы попросту не получаем «высококачественных» инв естиций.
Приватизация в разных сферах (промышленность, энергетика, транспорт) сталкивается с разными проблемами, самой неудобной из которых по- прежнему остается риск «адресной» приватизации, так и не устраненный властью. Но если в случае с заводами и облэнерго стимулом для скорейшей продажи является Меморандум с МВФ, согласно которому ряд крупных объектов нужно продать до конца 2017 года, то в случае с портами, по словам министра инфраструктуры, можно будет запустить процесс не ранее 2018 года. И хотя, как мы помним, Кабмин еще в сентябре включил украинские порты в расширенный перечень приватизируемых в 2016-2017 гг. объектов, на законодательном уровне государственные они так и остались в списке объектов, не подлежащих продаже.
При этом представители отрасли, включая и государственных стивидоров, регулярно жаловались в этом году на «маски-шоу», устраиваемые на предприятиях силовыми ведомствами. Помня о том, какую роль сыграло НАБУ в недавней истории ОПЗ, я могу понять и жалобы менеджмента этих предприятий, и позиции инвесторов, которые не хотят приближаться к активам на пушечный выстрел.
Итак, приватизация-2016 провалилась, но будущий год даст шанс исправить некоторые ошибки. Главное, чтобы чиновники перестали путать дружественную по отношению к инвесторам приватизацию с адресной продажей, а спецслужбы – «кошмарить» предприятия в стиле голливудских боевиков. Остальное, как говорится, приложится.
- Експорт української продукції в Азербайджан зріс на 15,1% за 10 місяців 2024 року Юрій Гусєв 14:30
- Підстави для виселення при зверненні стягнення на предмет іпотеки Євген Морозов 14:16
- Історичний кіт у мішку: чому піврічні торги деревиною обурили деревообробників Юрій Дюг 07:32
- Доплата за фактичні квадратні метри об`єкту інвестування Євген Морозов вчора о 14:52
- "Компостер подій" Кремля: будьте пильними Євген Магда вчора о 11:28
- З 1 грудня зміняться правила бронювання: з'явилася Постанова Кабміну Віталій Соловей 23.11.2024 20:23
- Бюджет-2025 прийнятий, але це не точно Любов Шпак 23.11.2024 18:55
- Час затягувати паски Андрій Павловський 23.11.2024 17:27
- Строк нарахування 3% річних від суми позики Євген Морозов 23.11.2024 13:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 22.11.2024 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 22.11.2024 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 22.11.2024 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
-
24 листопада в Україні відключатимуть світло – деталі
Бізнес 8496
-
Банки в ОАЕ, Туреччині та Таїланді не обслуговують видані Газпромбанком картки UnionPay
Фінанси 8462
-
Чоловіки, які прийшли на підприємство і були заброньовані після 18 травня, втратять бронь
виправлено Бізнес 7144
-
В Україні фальсифіковані до 25% молочних продуктів: голова Спілки молочних підприємств
Бізнес 6514
-
Найвища гора Західної Європи та найефектніша гора Франції: неперевершений Монблан — фото
Життя 3653