Как "заякорить" транзитные инвестиции в зеленую энергетику
"Транзитные инвесторы" оставляют страну без добавленной стоимости, инноваций и рабочих мест. Ведь 85-90% проекта в ветроэнергетике – оборудование.
Зеленая энергетика – единственное направление, которое привлекает в Украину массу инвесторов – китайских, турецких, испанских, немецких… Наши преимущества – приемлемые природные условия и наибольший в Европе «зеленый» тариф. Однако в нынешних условиях качество этих инвестиций невысокое. Законодательство не стимулирует инвесторов создавать в Украине добавочную стоимость. Поэтому они привлекают дешевые европейские кредиты, закупая на них импортное оборудование и создавая здесь рынок для иностранных производителей и сервисных организаций.
В результате Украина получает минимальную часть из этих вложений. «Транзитные инвесторы» оставляют страну без добавленной стоимости, инноваций и рабочих мест. Ведь 85-90% проекта в ветроэнергетике – оборудование. Если оно иностранное, то все эти деньги проходят мимо украинского бюджета.
Важно понимать, что такие инвестпроекты не просто вымывают из Украины инвестиции, но и создают предпосылки для технологического и финансового коллапса отрасли. Уже выдано технических условий на подключение дополнительных объектов возобновляемой энергии на 9 ГВт. Технически же система способна принять не более 3 ГВт. Чтобы перерабатывать больше, нужны инвестиции в отраслевую инфраструктуру и технологии.
У нас критически недостаточно ресурсов для энергетического балансирования. Наиболее популярные возобновляемые источники – ветер и солнце – непостоянны по своей природе. Если ветер прекращается, то электростанция не выдает запланированную выработку энергии и требуется запускать дополнительные блоки. Солнечную энергию нужно перераспределять в условиях дня и ночи.
Кроме технологических рисков, существуют и финансовые. Если рынок будут и дальше оккупировать «транзитные инвесторы» с импортным оборудованием, сервисом и технологиями, то их доход в виде «зеленого» тарифа станет ощутимой затратной частью наших граждан. Ведь «зеленый» тариф на солнечную и ветровую энергию выше, чем на атомную и большую гидроэнергетику. Поэтому возобновляемая электрогенерация в Украине составляет менее 2%, но при этом ее стоимость обходится энергорынку около 8%, в основном из-за высокого солнечного тарифа. Если тенденция сохранится, то зеленая энергетика создаст большие финансовые проблемы для энергорынка. А это может стать дополнительной нагрузкой на потребителя.
В нынешних условиях рынок требует трансформации. В парламенте зарегистрировали 8 законопроектов, способных изменить правила на рынке возобновляемой энергии. Они содержат как однозначно правильные нормы, так и достаточно спорные моменты. Но при грамотной доработке эти документы могут стать базисом изменений в отрасли.
Важно понимать, что сдержать развитие зеленой энергетики невозможно. Но при этом инвестиционные потоки нужно трансформировать с пользой для отрасли и общества. Транзитные инвестиции должны быть «заякорены» в Украине. За их счет нужно стимулировать локализацию производства и техническое развитие сетей и подстанций. Так удешевим и усовершенствуем системы, способные оптимизироваться в моменты пиковых нагрузок.
Ситуация требует более жестких рычагов регулирования в контексте выдачи разрешений на подключения новых мощностей. Это позволит избежать технологического и финансового коллапса. Одним из таких механизмов принято считать аукционы. В идеале их цель – усилить конкуренцию между инвесторами и установить реальную рыночную цену на «зеленый» киловатт-час. Кто согласился на меньший тариф – тот и строит станцию. Но при внешне позитивных факторах система аукционов содержит значительные риски.
Основной проект закона (№8449), зарегистрированный в Верховной Раде, предлагает начать проводить аукционы уже с 1 января 2020 года. Но ведь многие инвесторы зашли на рынок альтернативной электроэнергии на определенных условиях. Для них нежелательны скоропалительные изменения законодательной базы. Важно сделать рынок более прогнозируемым, сняв стратегические риски и сохранив его инвестиционную привлекательность. Поэтому механизм аукционов выглядит преждевременным. Более эффективный шаг – понизить тарифы для новых проектов в секторе возобновляемой энергии.
Вместе с коллегами мы инициировали альтернативный законопроект №8449-1, предлагая отсрочить дату внедрения аукционов до 2025 года. При этом предлагается с 2020-го уменьшить «зеленый» тариф для солнца и ветра на 20%. Еще один важный момент – ввести надбавку за использование отечественного оборудования. Ориентировочно она составит 10% при уровне локализации производства на уровне 30-50, 15% - при 50-70% и 20% - при 70% и выше.
Таким образом, те, кто уже имеет производство в Украине, получат бонус за создание новых рабочих мест. У других будет возможность обеспечить локализацию и зарабатывать дальше. Если окупаемость проектов в результате законодательных изменений возрастет с пяти до восьми лет, то инвестору придется решать: вкладывать в «long term» или осваивать проекты с более высокой локализацией.
Так мы запустим мультипликатор развития экономики. Инвестиции должны быть социально ответственными. Для этого нужно убедить крупных инвесторов вкладывать в украинские предприятия, инфраструктуру, подготовку кадров и сервисные услуги. Чтобы рабочие места создавались в Украине, а налоги, плату на землю и другие отчисления получали наши громады.
Важно понимать, что «зеленые» тарифы фактически работали в Украине только два года. Лишь с 2016-го года в отрасль пришли инвесторы. А первые крупные проекты, в том числе с участием западных девелоперов, запущены совсем недавно. Поэтому изменения должны быть просчитанными и взвешенными, чтобы сохранить действующие и перспективные проекты.
- З чого починати описувати бізнес-процеси? Жанна Кудрицька вчора о 23:46
- Неустойка за неповернення майна з оренди: між штрафом та пенею Дмитро Шаповал вчора о 13:56
- Стягнення шкоди з закладу освіти та батьків внаслідок пошкодження ока дитині Артур Кір’яков вчора о 13:11
- СЗЧ – вихід з ситуації є Сергій Пєтков вчора о 10:18
- Декілька ФОП: оптимізація податків чи дроблення бізнесу? Сергій Пагер вчора о 09:07
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі Галина Скіпальська 23.04.2025 17:02
- ПРРО як шлях до детенізації бізнесу та збільшення надхожень у бюджет Андрій Сухов 23.04.2025 11:59
- Cпеціальні військові операції – міжнародна політика кремля Сергій Пєтков 23.04.2025 10:18
- 100 днів, які не повернули мир в Україну Дмитро Пульмановський 23.04.2025 10:15
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею Юрій Бабенко 22.04.2025 15:32
- Як енергетичні компанії оптимізують КІК: досвід ЄС та українські реалії Ростислав Никітенко 22.04.2025 11:46
- 4 помилки, які заважають власнику бізнесу побудувати сильну компанію Олександр Висоцький 22.04.2025 10:27
- Где покупать жилую недвижимость и какую? Володимир Стус 21.04.2025 23:53
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям Сергій Пєтков 21.04.2025 19:52
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? Ксенія Оринчак 21.04.2025 16:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? 150
- Стажування і підвищення кваліфікації: сенси та підходи 139
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище 111
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям 96
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? 92
-
Казахстан заявив, що видобуватиме стільки нафти, скільки потрібно йому, а не ОПЕК
Бізнес 27045
-
"Останній інгредієнт отруйного коктейлю". У Швейцарії стривожені різким зростанням франка
Фінанси 19860
-
"Я приніс вам мир". Чому зірвались мирні переговори у Лондоні і що далі – сценарії
15341
-
У юристки Панаіотіді пройшов обшук. ЇЇ чоловік Коболєв каже, що вилучили телефони й компʼютер
Бізнес 7697
-
Держборг України у 2025 році вперше перевищить "психологічну" позначку 100% – МВФ
Фінанси 6061