"Зонтик" для банкрота
В Украине хотят создать фонд гарантирования выплаты зарплат.
В Украине хотят создать фонд гарантирования выплаты зарплат. Министр социальной политики Алексей Рева сообщил, что ведомство уже подготовило соответствующий законопроект. В соответствии с документом, работникам, которые не получают денег, долги частично вернет государство.
Правда, есть два условия, ограничивающие круг претендентов и суммы. Во-первых, максимальный размер компенсации не может превышать трех среднемесячных зарплат и 12 минимальных. Во-вторых, выплаты могут получить лишь работники предприятий-банкротов. Для всех остальных предлагается ввести дополнительные штрафные санкции: в случае нарушения сроков выплаты зарплаты более, чем на 15 календарных дней, работодатель обязан уплатить работнику пеню в размере учетной ставки НБУ(размер учетной ставки в настоящее время -18%) за каждый день задержки дольше 15 дней.
Предложения министерства призваны урегулировать актуальную для страны проблему. За минувший год сумма долга перед работниками выросла на 11% и по состоянию на 1 января 2019 достигла 2 млрд. 645 млн. грн. Накапливая долги по зарплате, работодатель «замораживает» решение проблемных вопросов и провоцирует социальный взрыв. В правительстве рассчитывают, что изменения в законе сделают собственников и менеджмент предприятий более ответственными.
Пополняться фонд гарантирования зарплат будет за счет взносов компаний и их персонала.По мнению Минсоцполитики, средства можно взять, увеличив размер отчислений с фонда оплаты труда на 1%. Впоследствии выплаченные за счет бюджета суммы государство будет взыскивать с предприятия-должника.
Повлияет ли новшество на ситуацию с выплатой зарплат в Украине? Возьмем такого крупного должника, как государственное предприятие «Николаевский судостроительный завод», где на 1 марта долги составляли почти 56 млн. грн. Каждому из 859 работников задолжали в среднем 65 тыс. грн. Если учесть размер минимальной зарплаты - 4137 грн, - то компенсация не должна превысить 49 тыс. грн.
Но главное препятствие - тот факт, что 55% долгов приходится на экономически активные предприятия, тогда как претендовать на компенсацию могут только работники предприятий-банкротов - то есть меньше половины пострадавших.
«Подушка безопасности» для работников, которым задолжали зарплату, безусловно, нужна. Практика создания гарантийного фонда, из которого выплачиваются компенсации работникам в случае банкротства, существует во многих странах. Но в Украине повышение налоговой нагрузки на фонд зарплаты могут расценить как давление на бизнес. Фонд будет пополняться за счет честно и ответственно работающих предприятий - которые фактически будут расплачиваться за неумение других собственников вести бизнес. В том числе,за действия собственника-государства. Поэтому в нынешних условиях общество может отреагировать негативно: можно вспомнить примеры, когда бюджетные средства, имеющие целевое назначение, направляются на совершенно другие нужды.
Наибольшие суммы долгов приходятся на предприятия, входящие в концерн «Укроборонпром», а также шахты, подчиняющиеся Министерству энергетики и угольной промышленности. То есть на компании, которые юридически часто невозможно объявить банкротами: например, из-за моратория на банкротство государственных шахт. Протесты по поводу невыплаты зарплаты на государственных угольных предприятиях регулярно вспыхивают и на западе страны, и на востоке. А накопленные за много месяцев долги отпугивают потенциальных инвесторов. По данным Независимого профсоюза горняков Украины, общая сумма задолженности составляет 746 млн. грн. Поэтому можно прогнозировать, что шахты, которые не в состоянии рассчитаться с работниками по нынешним правилам, не станут выполнять и новые условия закона (начисление и выплата пени). Тем более, что если изменения в трудовое законодательство и будут приняты, то они коснутся новых, а не старых банкротств. Ведь закон обратной силы не имеет.
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Весна без тиші: безпекова ситуація на Херсонщині Тарас Букрєєв 26.06.2025 17:24
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 730
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 301
- Реформа "турботи" 238
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 105
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7565
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 5873
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5101
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4243
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3222