Преступная халатность: почему нужно ужесточить правила техосмотра
Сколько аварий должно произойти на дорогах, чтобы принять европейские требования к техническому контролю транспортных средств?
В ночь с 17 на 18 июня произошел вопиющий случай: грузовик Печерского ДЭУ скатился на большой скорости по улице Лаврской и врезался в легковые автомобили, которые стояли на светофоре. К счастью, жертв и пострадавших нет. По словам водителя, у транспортного средства отказали тормоза. Сразу же возникает вопрос, а как такую машину вообще выпустили на дорогу? Ее осматривали механики предприятия? Ее состояние проверялось во время обязательного техосмотра? По информации из открытых источников, за два дня до аварии МАЗ успешно прошел технический контроль.
И теперь я, как и многие соотечественники, задаюсь вопросом: а это вообще как? Как можно было пройти техосмотр, если работоспособность тормозной системы должна была обязательно проверяется на специальном стенде? Я уже неоднократно говорил о том, что в сфере обязательного технического контроля имеют место факты работы недобросовестных игроков, которые оформляют протоколы, не проверяя автомобиль и довольствуясь его фотоснимками. Почему так? Потому что им позволяет это действующий порядок проведения обязательного технического контроля (ОТК). В апреле Министерство инфраструктуры уже сделало первый шаг к изменению требований и обнародовало соответствующий законопроект. И сейчас самое время его руководителю Александру Кубракову сделать следующий.
Техосмотр воспринимается с огромным недоверием с учетом негативного опыта прошлого. Поэтому его боятся водители и с опаской воспринимают государственные деятели. Но давайте не будем забывать, что с 2011 года обязательный технический контроль проходили и продолжают проходить только коммерческие автомобили, и с этого момента многое изменилось.
Функцию государственного контроля (техосмотра) передали от подразделений МВД аккредитованным лабораториям. Поскольку бизнес имеет больше гибкости в принятии решений, то и развивается быстрее, нежели госструктуры. Поэтому многие единичные пункты со временем эволюционировали в системных игроков, которые ответственно подходят к своей миссии – обеспечению безопасной эксплуатации транспорта. Однако есть и такие, кто «чтит» нехорошие традиции и продолжает торговать протоколами, подвергая опасности участников дорожного движения.
Есть ли способ с этим бороться? Конечно. Необходимо принять срочные меры – незамедлительно изменить требования к процедуре техосмотра коммерческого транспорта. Без должного контроля недобросовестные субъекты будут продолжать свою порочную практику и выпускать на дороги грузовики с неисправными тормозами и отваливающимися колёсами. Как усилить контроль:
1. Обязательная видеофиксация испытаний. Сегодня центры техосмотра предоставляют контролирующим органам только фотографии проверок. А работать с графическими редакторами многие уже отлично научились. Поэтому Главный сервисный центр МВД нередко получает правдоподобные коллажи с «исправным» автомобилем. Если же достоверность диагностики нужно подтверждать видео, ситуация меняется. В странах ЕС существуют требования к размещению и качеству изображения видеокамер, которые должны показывать четкую картинку под определенным ракурсом. В той же Словакии, которая имела схожие с Украиной проблемы, доля полностью пригодных по итогам техосмотра автомобилей сократилась с 97% до 88%.
2. Персональная ответственность эксперта по обязательному техническому контролю. Когда эксперт будет по закону отвечать за результаты испытаний, его отношение к своим непосредственным обязанностям изменится. Любопытно, понесет ли наказание специалист субъекта ОТК, который выпустил на улицы Печерска МАЗ с неисправными тормозами? Вопрос риторический.
3. Автоматизированная передача данных с приборов в общенациональную базу данных. Это достаточно сложный и длительный шаг. Но именно он позволит исключить манипуляции с показателями испытаний и устранить коррупционную составляющую.
4. Неотвратимость привлечения к ответственности как эксперта, так и субъекта, который провел техосмотр. Да, отвечать должны не только эксперты, но и их работодатели. Это будет стимулировать
5. Контроль результатов проведения ОТК государственными органами: ГСЦ МВД, Нацполиция, Укртрансбезопасность. Для достижения результата в повышении безопасности на дороге необходим жесткий контроль выполнения принятой процедуры и результатов техосмотра.
Пока на рынке орудуют недобросовестные дельцы, репутация сферы технического контроля будет страдать. Водители будут по-прежнему считать это коррупционной процедурой, которая не имеет ничего общего с безопасностью.
Ассоциация безопасности эксплуатации транспорта (АБЭТ) уже направила официальные запросы в Кабинет Министров, Министерство инфраструктуры, Главный сервисный центр МВД, профильный комитет Верховной Рады и коммунальные службы Киева с требованием разобраться в ситуации и принять срочные меры. Реагировать нужно сейчас, бескомпромиссно и незамедлительно. Иначе нас ждет еще не одно ДТП по техническим причинам, а, возможно, и с трагическим исходом. Только внимание президента Владимира Зеленского, профильного комитета ВРУ и министра инфраструктуры Александра Кубракова к вопросу контроля технического состояния транспортных средств в Украине, позволит продолжить евроинтеграционный курс Украины в этой части, обеспечит безопасность на дороге, сохранит здоровье и жизнь наших соотечественников.
- Відшкодування шкоди завданої транспортним засобом, яким володіє роботодавець Євген Морозов вчора о 21:07
- Інвестиційний клімат України в 2025 році: виклики та сподівання Олексій Волохов 27.12.2024 23:02
- Вимога щодо посвідчення заповіту при свідках при наявності хвороби заповідача Євген Морозов 27.12.2024 21:08
- Використання подарункового сертифікату платником єдиного податку Євген Власов 27.12.2024 19:07
- Виклики і тенденції. Що чекає на український бізнес в 2025 році Віктор Андрухів 27.12.2024 17:46
- Як повернути активи за кордону: адвокатський погляд на спецконфіскацію, практику й виклики Дмитро Зенкін 27.12.2024 13:51
- Юридичні нюанси встановлення когенераційних установок для виробництва та продажу е/е Ростислав Никітенко 27.12.2024 12:09
- Бідних стає все більше Андрій Павловський 26.12.2024 22:57
- Використання підробленого військово квитка з метою перетину держкордону Євген Морозов 26.12.2024 21:03
- Авіакатастрофа "Азербайджанських авіаліній": пошуки правди Юрій Гусєв 26.12.2024 14:40
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу Андрій Хомич 26.12.2024 14:08
- Особливості імпортно-експортних операцій з електроенергією та газом у Європі: аналіз країн Ростислав Никітенко 26.12.2024 13:30
- Партнерства заради сталого розвитку в технологічному секторі: Україна та світ Оксана Захарченко 26.12.2024 11:48
- Шестимісячний строк для оголошення особи померлою: право, яке має служити людяності Світлана Приймак 26.12.2024 11:43
- Етика суддів 2025: нові показники доброчесності чи додаткові виклики? Дмитро Зенкін 26.12.2024 10:13
- Бідних стає все більше 487
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу 289
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 273
- Legal instruments to combat stalking, based on international experience 91
- JIT – концепція, час якої настав 69
-
Зимовий манікюр 2024-2025: трендові кольори, фото дизайнів та поради від топмайстрині
Життя 14290
-
ДТЕК Ахметова почав купувати американський газ: перше судно прибуло в Грецію
Бізнес 7061
-
УП: Найновішу модель Rolls-Royce в Україні уже купили 13 разів – хто власники
Бізнес 6332
-
Зеленський зібрав на зустріч представників великого бізнесу: хто прийшов
Бізнес 5437
-
Осадча, Дорофєєва, KOLA: сукні, костюми й аксесуари. П'ятірка розкішних образів українських зірок
Життя 5277